Поиск по метро

Что такое тангенциальное обучение и почему это важно?

от 09.04.2019
Что такое тангенциальное обучение и почему это важно?

У большинства людей слово «учеба» прочно ассоциируется со школой и школьной же программой. В их понимании учиться означает читать и пересказывать параграфы учебников, решать примеры и задачи, учить наизусть стихи на родном языке и устные темы на иностранном. А вся деятельность, которая не вписывается в эту стройную картину, – это уже отдых и свободное время. И даже если речь идет об университете или колледже, то общий принцип остается прежним. Под учебой все еще понимается нудная зубрежка по принципу «есть такое слово – надо».

При этом ставшие родителями взрослые все еще помнят, как скучно им самим бывало на уроках, как радовались они каникулами и как часто задавались вопросом, пригодятся ли им в жизни синусы с косинусами и дата Куликовской битвы. Но детям в этом признаются единицы, чтобы, так сказать, дурной пример не подавать. И даже те, кто сам с удовольствием прогуливал уроки и всячески отлынивал от учебы, от своих детей требуют как можно больше времени проводить за учебниками.

Но что, если это не единственный способ действительно чему-то научиться? И, более того, один из самых неэффективных?

Обучение версии 2.0

В англоязычном интернете появляется все больше статей о прелестях так называемого тангенциального обучения – термин это довольно новый, а вот само явление уже достаточно хорошо изучено. Тангенциальное обучение означает, что человек усваивает информацию не целенаправленно, а в процессе какого-то интересного ему занятия.

Не будем кривить душой: читать школьный учебник по истории откровенно скучно. А вот посмотреть документальный или художественный фильм по теме заданного параграфа, а потом найти различия в изложении фактов уже гораздо интереснее. Уроки астрономии становятся увлекательнее, если посетить обсерваторию или поиграть в какой-нибудь космический симулятор. Уроки биологии перестанут казаться скучными, если наблюдать за поведением животных в зоопарке и изучать листья растений под микроскопом.

Когда ребенок учится только потому, что от него этого ожидают, результаты оказываются довольно плачевными. Да, не исключено, что он получит «пятерку» на ближайшей контрольной, но поспрашивайте его по соответствующей теме месяца через три – и увидите, как мало осталось у него в голове. Но когда ребенок учится, потому что ему интересно и хочется узнать больше, то это совершенно меняет картину. И дело тут не только в повышении мотивации.

Симбиоз эмоций и ума

Ученые давно уже установили, что любая информация запоминается лучше, когда мы испытываем сильные эмоции в процессе ее усвоения. Так уж мы устроены, и притом неслучайно. Каждый день мы сталкиваемся с таким огромным количеством информации, что наш мозг просто не в состоянии воспринять даже сотую ее часть. Нас окружают люди, животные, здания, деревья, мебель, а если мы к тому же смотрим телевизор, читаем книги и пролистываем странички сайтов в интернете… Сами понимаете. Пещерному человеку было проще, но он мог потеряться в обилии информации.

Требовался способ надежно отделить важные сведения от бесполезных. И в качестве такого средства эволюцией были выбраны эмоции. Именно они говорят нашему мозгу, что следует усваивать в первую очередь. Вот почему, если вы любите биологию и терпеть не можете физику, то читать учебник по первой вам гораздо проще, чем по второй, даже если сами параграфы там сложнее. И усвоите вы в первом случае тоже в разы больше. А уж если подключите к делу альтернативные источники информации…

Геймификация для мотивации

И тут внезапно выясняется, что компьютерные игры – не такое зло, каким их принято считать. Многие родители видят в них лишь бездарную трату времени, даже не пытаясь поинтересоваться, чем именно занимается их ребенок. А ведь вполне вероятно, что его игровой опыт не сводится к «дурацким стрелялкам».

Давайте посмотрим. Квесты требуют решения логических задач и нередко развивают креативность и системное мышление. Многие симуляторы подразумевают параллельное изучение физики и математики, причем ребенок порой даже не осознает, что занимается учебой в процессе игры. Если симулятор экономический, то это вообще отличный тренажер для будущего управленца или бизнесмена (а вы пробовали привести к процветанию сеть отелей, железнодорожную компанию, больницу или хотя бы маленькую ферму?) Глобальные стратегии подразумевают не только изучение истории и географии, но и детальный анализ причинно-следственных связей между событиями. И это тот самый случай, когда история действительно чему-то учит наших детей.

Не так давно мои знакомые обнаружили, что их сын, которого они считали неучем и лодырем, знает историю и географию лучше не только их самих, но и подавляющего большинства людей в целом. Оказалось, он просто обожает глобальные стратегии. Воссоздавая и перекраивая историю, от Античности и до Новейшего времени, мальчик за несколько лет приобрел воистину фундаментальные знания, которым позавидуют иные преподаватели. Ведь ему было интересно, и он старательно гуглил практически все, с чем сталкивался в процессе. Вот вам и компьютерные игры!

Другой знакомый ребенок предпочитает гораздо более типичные для подрастающего поколения игры: аркады, стрелялки, РПГ и прочие. Но играет в них исключительно на английском, потому что качество русских локализаций его не устраивает. В итоге его словарный запас воистину впечатляет (особенно родителей, которые за жизнь выучить английский язык так и не смогли).

Антишкола

В некоторых странах разрешена такая альтернатива школьному образованию, как анскулинг. В отличие от хоумскулинга, где ребенок не посещает школу, но все равно осваивает тот же учебный план, что и его сверстники, здесь какая-либо программа отсутствует вовсе. Ребенок при поддержке родителей просто изучает все, что ему интересно в данный момент. И тут мы тоже видим тангенциальное обучение во всей красе.

Можно сколько угодно спорить о том, чего в результате такого бессистемного и не контролируемого взрослыми подхода получается больше, пользы или вреда. Но одно очевидно: успехи детей-анскулеров по предметам, которые им нравятся, поражают воображение.

С прицелом на будущее

Но самое главное впереди. Все, что постигнет ребенок в процессе тангенциального обучение, не только лучше усвоится, но и с гораздо большей вероятностью как-то поможет ему в жизни. Вот он загорается идеей сделать мод для любимой игры, изучает в процессе азы геймдизайна, программирования, 3D-моделирования и других дисциплин – и осознает, что одна из них является его призванием. Или смотрит «Доктора Хауса», гуглит непонятные медицинские термины, копает все глубже – и в итоге поступает в медицинский университет и уже на первом курсе знает больше, чем некоторые старшие товарищи.

Так что, в очередной раз застав ребенка за компьютером или со смартфоном в руках, не спешите вешать на него ярлык тунеядца, отлынивающего от учебы. Для начала разберитесь, чем именно он занимается. Вдруг гуглит, чем прославились Робеспьер и Мирабо, которых он встретил в очередной игре про ассасинов? Или пытается разобраться, что такое апогей и перигей, чтобы запустить наконец ракету на Луну?

А если и нет, то почему бы не помочь ему научиться тратить время с пользой, занимаясь при этом любимыми делами?



Александра К.
Женщина и Город



Рубрики





Вернуться наверх