Успешный поиск работы — 5 основных правил
Работу надо не только уметь хорошо выполнять, но правильно искать. Очень многих ситуация поиска места работы выбивает из колеи. Ощущение простоя, вынужденного положения «просителя», неуверенности приводят к тому, что и сам процесс будущего трудоустройства идет что называется «ни шатко, ни валко».
Почему есть люди, которые довольно легко находят место для применения своих знаний и умений, а кто-то подолгу находится в подвешенном состоянии? Всегда ли это объясняется какие-то уникальными навыками?
Несомненно, если человек — профессионал своего дела, узкий специалист в востребованной профессии с большим опытом, работодатель обязательно проявит к нему интерес. Однако часто и опыт есть, и знания, а поиск работы затягивается, рождая в соискателе неуверенность в себе и в будущем.
Попробуем структурировать весь процесс. Оказывается, работу надо искать правильно.
ТОП 5 правил трудоустройства
Правило 1. Подготовка.
Прежде чем начать рассылать резюме и обивать пороги кадровых агентств, необходимо провести подготовительную работу. Это один из самых главных пунктов поиска работы.
Определитесь с тем, что ищете. Оказывается, это не так и просто. Многие ищут вакансию «просто так» - откликаются на все, более менее похожее на их требования. Однако, чтобы попасть в цель, надо сначала точно прицелиться.
Разберитесь по пунктам:
- Какая должность вас интересует?
- В компании какого типа?
- Величина зарплаты (понятно, что чем больше, тем лучше, но какую-то реальную вилку надо для себя обозначить).
- Какие ваши знания и навыки подходят для данного места работы?
- Что вы можете предложить, работая в этом месте? (Кстати, подготовленные заранее ответы на эти вопросы существенно облегчат вам прохождение собеседования).
- Оцените, насколько реальна выгода от высокой зарплаты в конкретном месте работы. Иногда значительная удаленность рабочего места от дома «съедает» и часть денег, и массу ваших сил и времени.
- Подумайте, готовы ли вы к командировкам, смене рабочего режима и так далее.
Разобравшись и подготовившись, вы сможете реально представить себе то место, на которое можете претендовать.
Правило 2. Ваше предложение.
Теперь пора писать резюме. Ваше предложение работодателю (а именно так и должно выглядеть CV) — это именно то, первое впечатление, по которому будет приниматься решение. Резюме должно быть таким, чтобы вас захотели пригласить на собеседование.
Но и тут есть нюансы:
- Только правда и ничего кроме правды. Не стоит приписывать себе несуществующих достоинств, добавляя в CV отсутствующие знания и умения. Как говорится в одной детской книжке «все тайное становится явным». Будет очень неприятно, если вас «подловят» на собеседовании. Если вы считаете, что какие-то навыки вам просто необходимы, чтобы попасть на вожделенное место, займитесь этим заранее, на этапе подготовки. Пройдите обучающие курсы, позанимайтесь самостоятельно.
- Краткость — сестра таланта. В крупных компаниях на просмотр одного резюме может уделяться буквально меньше минуты, так что в нем не должно быть ничего лишнего, только необходимое.
- Правила составления CV можно найти в сети. В нем должны быть личные данные, контакты, образование, предыдущие места работы, ваши умения и навыки. Не надо переписывать все-все, что вы делаете и знаете. Указывайте ваши сильные стороны, которые необходимы на данном месте работы.
- «Красота — страшная сила»! Есть мнение, что резюме с фотографией соискателя привлекают внимание. Только не надо никаких украшательств. Фото типа «на паспорт» подойдет идеально.
- Рекомендации, сертификаты о прохождении курсов повышения или получения дополнительного образования много скажут о вас. Не стоит подробно расписывать свои достоинства в форме резюме, просто прикрепите эти документы к общему файлу.
- Правильно составленное сопроводительное письмо — еще один бонус в вашу копилку. Пригодится проведенная вами подготовительная работа. Напишите, что вы можете предложить компании, почему эта должность вам подходит. Не забывайте о лаконичности.
- Ваше резюме должно выглядеть. И выглядеть дорого. Четкая структура, отсутствие перегруженности, уместность информации работают на вас. Будьте профессионалом.
Правило 3. Куда рассылать и где искать?
С появлением интернета все стало намного проще. Перед вами масса способов широко раскинуть сети:
- Кадровые агентства и агентства по трудоустройству. Не забудьте, что последние предлагают для соискателей свои услуги платно. Однако, в последнем случае цель организации — ваше трудоустройство, а значит, вы можете рассчитывать на конечный результат.
- Напрямую работодателю. Почему бы и нет? Здесь, как говорится, Google вам в помощь. Ищите контакты, выясняйте, существует ли в данный момент необходимость в специалистах вашего профиля — и, если звезды сошлись, дерзайте! А если не сошлись? Все равно можно попробовать. Найдите контакты лица, отвечающего за подбор персонала, отдела кадров и высылайте свое CV. Надо ли напоминать, что в таком случае резюме и сопроводительное письмо не должны быть обезличенными? Обязательно укажите название должности, на которую претендуете именно в данной компании. Попытайтесь выделить в тексте именно ту информацию, которая важна конкретному работодателю.
- Обращайте внимания на объявления об открытых вакансиях компаний в средствах массовой информации. Даже если там не указаны контактные данные, вам это не помеха. Главное — настроиться на поиск, услышать, что вас ищут.
- Сообщите друзьям и знакомым, что вы ищете работу. Не нужно быть назойливым и, схватив собеседника за пуговицу, просить устроить его к себе в компанию. Но сообщить о том, что вы находитесь в поиске нужно. Чем шире ваши сети, тем больше возможностей.
- Кстати, о сети. Не пренебрегайте сообществами в социальных сетях. Там есть не только группы по поиску работы, но и странички компаний-работодателей. Это позволит вам быть в курсе всех новостей.
Отправив резюме, через пару дней перезвоните уточнить, получено ли оно. Но не нужно и названивать каждый день, вызывая негативное впечатление. Одного раза достаточно. Если вы подходите, вас позовут на собеседование.
Правило 4. Переговоры с работодателем— возможность проявить себя.
К такому виду общения тоже надо подготовиться:
- Избегаем неловких ситуаций. Если CV было разослано в разные компании, вы должны как-то определять, кто вам звонит. Каждый работодатель должен быть уверен, что он — единственный. Подготовьте лист бумаги, в котором укажите номера телефонов, название компании и должности, на которую вы отправили резюме. Прикрепите этот лист на видное место. Когда вам позвонят, вы будете во всеоружии. Согласитесь, переспрашивать - какие у вас будут обязанности или какая предлагается зарплата будет неловко.
- Будьте вежливы. Ваша речь должна быть грамотной, без сленга. Даже профессиональные словечки стоит оставить на потом. Щегольнуть знанием темы можно, но не при первом общении.
- Приготовьтесь к тому, что вам будут задавать разные вопросы — о вашем опыте, знаниях и прежнем месте работы. Не стоит отвечать, что все указано в резюме. Личная беседа всегда дает больше информации. Тем более вы уже подготовились заранее. Ответы на вопросы о ваших пожеланиях и целях тоже готовы.
- Не просите и не уговаривайте. Если в телефонном разговоре вам не назначили время собеседования или на встрече не сказали, что вас берут в штат, поблагодарите за уделенное вам время и прощайтесь. Возможно, вашу кандидатуру нужно обсудить и вам перезвонят позднее. Если нет — вы получили неплохой опыт. Идите дальше.
- Не опаздывайте на собеседование. Точность — вежливость не только королей.
- Не растекайтесь мыслью по древу. Вашего интервьюера интересуют факты. Однако, рассказывая о предыдущем месте работы вполне уместно будет указать результаты, которых вы добились.
Не забывайте о своих вопросах. Вы имеете право уточнить условия работы, размер заработной платы и возможные перспективы роста. Но вы не вываливайте их в начале разговора. Обидно будет получить положительный ответ, но остаться в неведении своих бонусов. Еще более обидно будет получить отказ из-за того, что вы были нетактичны и неправильно построили беседу. Вопросы должны быть уместны.
Правило 5. Будьте всегда готовы!
Говоря о телефонных переговорах или о собеседовании, хотелось бы упомянуть о более важном, нежели вежливость в общении или уместной форме одежды. (Хотя об этом тоже не стоит забывать!)
Как по телефону, так и при личной встрече, вам могут быть предложены вопросы, на которые не все заранее знают, как ответить: чем вас не устроило предыдущее место работы или какие у вас недостатки?
Подумайте о таких вопросах заранее. Подготовьте ответы, обсудите их с кем-то, имеющим опыт в поиске работы. Не стоит отвечать штампами — поверьте, интервьюер слышал их тысячи раз! Но и сильно оригинальничать не надо. Будьте вежливы, искренны и достойны. Постарайтесь заранее как можно больше узнать о компании, чтобы оперировать информацией, а не обтекаемыми фразами.
О чем вас могут спросить:
- Причина смены работы. Не стоит обвинять предыдущего начальника в ваших неудачах. Даже если вы правы, новому руководству такое отношение не понравится. Скажите о планах профессионального роста, желании работать в перспективной компании, отличающейся чем-то особенным. Побольше конкретики. Обязательно узнайте все, что можете о потенциальном месте работы.
- Расскажите о себе. Простой вопрос, но застает врасплох. Не надо о любимой музыке и страсти к путешествиям. Надо: об образовании, дополнительных курсах и сертификатах, местах работы и профессиональных достижениях.
- Ваши недостатки и слабые стороны? Не тушуйтесь. Поверьте, цель собеседника не в том, чтобы узнать их первых уст о ваших минусах. Его интересует открытость, уверенность и находчивость. Не надо заявлять, что их нет. Но и про склонность опаздывать говорить тоже не стоит. Есть мнение, что следует представить слабые стороны как продолжение сильных: Спать-есть не можете, пока не сдадите проект, поэтому охране придется вечерами выгонять вас с работы. Или наоборот: Ваш никогда не будет сдан раньше срока, потому что вы тщательно и «до блеска» его проверяете и ищете новые, выигрышные пути решения задачи.
- Коронный вопрос — почему вы хотите работать в нашей компании? Не надо подобострастия. Но и выпячивать свое «Я» тоже не лучший вариант. Покажите, что вы знакомы с деятельностью фирмы, интересуетесь ее историей и победами, а также можете что-то предложить.
И напоследок напомним, что вы должны быть готовы ко всему — вопросам о личной жизни, отношению к командировкам и корпоративным выездам и так далее. Продумайте ответы заранее. Не забудьте принести с собой документы — диплом, сертификаты и рекомендации. И главное — уверенность в себе и своих силах.
Удачи!
«Женщина и Город», Макарова Е.