Второе высшее — за и против
Престижность качественного высшего образования не вызывает сомнений. Каждое лето абитуриенты пробуют свои силы, стремясь поступить в вуз. Однако в последние годы значительно вырос спрос и на получение второго высшего.
Еще одно высшее образование востребовано желающими повысить свой профессиональный уровень или даже сменить специальность. Не нужно путать получение второго высшего с курсами повышения квалификации. В первом случае студенты учатся по программе, включающей общепрофессиональные предметы, а также дисциплины по выбранной специализации. Учеба возможна как на уровне бакалавриата, так и магистратуры.
Получить второе и даже третье образование можно по любой специальности, не зависимо от того, по какому профилю вы учились первый раз. Казалось бы — просто замечательно, что называется «учись — не хочу»! Все ли так радужно или в этом варианте есть свои отрицательные стороны, и он подходит далеко не всем?
Плюсы и минусы
Рассмотрим существующие сложности.
Финансовая сторона.
Как ни печально, но необходимость оплачивать образование останавливает очень многих. Второе высшее образование можно получить только за деньги. Государство готово оплатить вашу учебу лишь один раз. Желание сменить профессию или повысить свой уровень придется финансировать самостоятельно. Приятной новостью будет тот факт, что второе высшее обойдется не так дорого, как платное первое образование.
Время.
Учиться второй раз идут, как правило, уже люди, имеющие работу и массу личных и семейных обязанностей. Тут уже приходится находить свободное время и мотивировать себя для учебы.
Отсутствие отсрочки от армии.
Для мужчин призывного возраста предусмотрена только одна возможность отсрочки — на период получения первого высшего образования. Учиться второй раз можно только разобравшись с этим вопросом.
Отсутствие общежития.
Вопрос с жильем придется решать тоже самостоятельно. Либо выбирать учебное заведение, расположенное поближе к дому или месту работы, либо дистанционную форму обучения.
Никакой стипендии.
Решение получить еще одно образование — исключительно ваше личное. Поэтому государство не будет поддерживать вас финансово, рассчитывать придется только на себя. Однако, довольно редко встречается ситуация, когда второе образование получают люди, не имеющие стабильного заработка. Тем более, что за учебу все равно придется платить.
Но есть и масса положительных аргументов, которые, собственно, и приводят людей к желанию получить высшее образование еще один раз.
Возможность получить необходимые знания для получения повышения на работе и подняться по карьерной лестнице.
Прогресс все быстрее движется вперед и довольно часто знания просто устаревают. Чем топтаться на одном месте, лучше вложиться в знания и получить большие перспективы — высокую должность, хорошо оплачиваемую работу, востребованность на рынке труда.
Кроме того, часто организациям намного выгоднее принять специалиста, имеющего обширные знания на высокую зарплату, нежели выделять несколько ставок для специалистов узкого профиля.
Получение новой профессии.
Иногда вчерашний выпускник школы еще не очень хорошо ориентируется в областях применения своих знаний, бывает не уверен в своих силах, идет на поводу у желания родителей или поступает в вуз «за компанию». Жизненный опыт придает уверенности и возможность реализовать свои мечты и идеи. Многие поступающие в вуз «по второму кругу» получают кардинально новую специализацию.
Реализация личных желаний и стремлений.
Иногда второе высшее оказывается возможностью получить новые знания, интересные человеку в отрыве от профессиональной деятельности. Получение второго диплома дает признание личных интеллектуальных способностей, являясь результатом стремления к познанию, расширению горизонта.
Доступность.
Для поступления в вуз второй раз уже не придется сдавать экзамены. Это не может не радовать повзрослевших абитуриентов, особенно на фоне гонки за результатами ЕГЭ. «Поступи — или все пропало» - этот лозунг не относится к данной ситуации. Второе высшее является результатом спокойного и взвешенного выбора желаний и возможностей.
Для зачисления на выбранную специальность, как правило, необходимо пройти личное собеседование или сдать тестовую работу, проверяющую общий уровень знаний.
Отсутствие возрастных ограничений.
В данном случае не только «молодым везде у нас дорога». Конкретный возрастной ценз для поступления лучше уточнять в выбранном вузе, однако, как правило, до 50 лет двери всех учебных заведений для абитуриентов открыты.
Некоторые вузы приглашают и еще более возрастных учащихся. Всегда можно найти возможность для учебы!
Есть и студенты, получающие второе высшее образование, еще не окончив первое. Такое тоже возможно. Примерно на 3-4 курсах дневного образования, они выбирают для себя смежные специальности или каким-то другим образом подходящие для их будущей профессии, и поступают на другой факультет своей же alma mater.
Длительность обучения.
Второй раз уже не придется учиться так долго. Как правило, срок обучения составляет порядка 3 лет. Программа слегка сокращается за счет не являющихся обязательными предметов. Кроме того — что очень приятно — дисциплины, выученных в первом вузе, засчитываются при получении второго высшего образования, что также дает выигрыш во времени.
Возможность учиться без отрыва от работы.
Занятия проводятся в вечернее время или по выходным дням, благодаря чему у студентов сохраняется возможность работать в полную силу. А значит, оставить за собой свое местона работе и получать все время учебы заработную плату.
Кроме того, поступать можно в любое время. Практически все вузы ведут прием на второе высшее круглый год.
Итак, все преимущества и подводные камни вам известны. Теперь дело только за принятием решения.
Хотелось бы только отметить, что если для профессиональной деятельности важны новые знания, а не диплом, то вполне можно ограничиться курсами повышения квалификации или другими способами получения информации. Если же вы твердо решили заиметь дополнительные «корочки», подтверждающие ваши способности и умения, выбирайте известные вузы, имеющие государственную аккредитацию и дающие качественное образование.
«Женщина и Город», Макарова Е.