Поиск по метро

Помогаем ребенку сесть за уроки

от 08.06.2017
Помогаем ребенку сесть за уроки

Школьные годы – непростой и важный период в жизни не только каждого ребенка, но и практически каждого родителя. Счастливчиков, чьи дети со всеми трудностями школьной жизни справляются самостоятельно, не так уж много. Остальным приходится принимать в ней самое непосредственное участие. И один из самых насущных вопросов – как усадить ребенка за уроки, причем, по возможности, сохранив свои (и его) нервы в целости.

Так есть ли способы делать это без ссор и скандалов?

Создайте рабочее пространство

Удивительно, но организация рабочего места действительно может оказать немалое влияние на желание школьника садиться за уроки, да и на его успехи в целом тоже. Начнем с того, что все дети разные. Некоторым требуется уединение, а кому-то проще выполнять домашнюю работу за кухонным столом или в гостиной, когда чувствуется, что вся семья рядом. Если это позволяет ребенку сосредоточиться, не стоит принципиально отправлять его в комнату, чтобы ничего не мешало – возможно, мешает ему как раз тишина.

Многим детям придется по душе ведение собственного «органайзера» с планом подготовки домашних заданий на неделю. Школьный дневник «стерилен», заполнять его с удовольствием практически невозможно. «Органайзер» может иметь совершенно любой вид: кому-то понравится большой лист ватмана, кому-то – красивая тетрадка. В нем можно рисовать, его можно украшать как угодно. Кроме того, он позволит ребенку четко видеть объем работы для каждого конкретного дня. Например, что английский язык на среду нужно готовить уже в понедельник, потому что во вторник времени на это не хватит из-за спортивной секции.

Помогите ребенку привести в порядок рабочее место. Распихать тетради и учебники по ящикам стола он сможет и сам, а вот придумать действительно простую и удобную систему хранения школьных вещей, избавиться от хлама – вряд ли. Пусть все нужное будет под рукой, менее нужное – подальше, а ненужное окажется в мусорной корзине. Однако рабочее место ни в коем случае не должно стать бездушным и «стерильным»! Иначе ребенку не захочется проводить там время. Помогите ему придать рабочему пространству индивидуальность. Например, можно совместными усилиями сделать красивый коллаж или «мудборд», то есть «доску настроения», из понравившихся ему фотографий и вырезок.

Выбирайте оптимальное время

Помните, что дети в школу не развлекаться ходят, они там вполне реально устают, даже если нам с высоты прожитых лет кажется, что нагрузки у них там совершенно несерьезные. Мозг ребенка заканчивает формироваться полностью лишь к 18, а то и к 21 году! Поэтому устойчивость к стрессу и нагрузкам у него тоже совершенно иная. Если ребенок после школы чувствует себя уставшим, не гоните его за письменный стол сразу же, позвольте немного отдохнуть. Особенно важно это для младших школьников: им после занятий в обязательном порядке требуется хотя бы часовая «перезагрузка». Главное, чтобы отдых не превратился в банальное отлынивание от работы: дети умеют прокрастинировать ничуть не хуже взрослых. Также важно, чтобы от него ребенок не уставал еще больше. Если после часового просмотра мультиков или игры в компьютер он без труда сосредоточивается на домашнем задании, значит, все хорошо, но в противном случае лучше подумать об альтернативных методах досуга.

Научите ребенка планированию

Делать уроки на понедельник перед выходными или вечером в воскресенье? Браться сперва за самое легкое или, наоборот, за самое тяжелое? Планирование – важный навык, который будет полезен ребенку и сейчас, и во взрослой жизни. Давайте ему советы, отвечайте на вопросы, делитесь опытом собственной жизни – и школьной, и взрослой.

Купите ребенку таймер или научите его пользоваться аналогичной функцией смартфона. Школьные перемены не зря являются обязательными: во время подготовки домашнего задания ребенку точно так же нужен отдых. Договоритесь, например, что каждые полчаса он может делать перерыв на пять минут, чтобы попить чаю, посмотреть в окно или помечтать. Таймер поможет ему следить за временем. Младшим школьникам лучше купить яркое и красивое устройство, тогда они с удовольствием будут им пользоваться.

Помогите ему преодолеть страх перед неудачами

Иногда ребенку не дает сесть за уроки страх перед ошибками. Помогите ему осознать, что ошибок не допускает только тот, кто вообще ничего не делает, и дайте понять, что вы рядом, если понадобится помощь. Сами же почаще вспоминайте, что система школьных оценок далека от совершенства. Вот, например, десять ошибок в диктанте – это много или мало? «Конечно, много», – с готовностью скажет большинство. Но что, если еще недавно ребенок допускал ошибки едва ли не в каждом слове, а потом начал старательно работать над собой и в итоге их стало всего десять? По факту он большой молодец, но его отметка останется прежней. Мотивирует ли это его на дальнейшие достижения? Конечно же, нет. В психологии есть такое понятие, как «выученная беспомощность». К мысли «у меня все равно ничего не выйдет» дети привыкают очень легко. А в таком случае проще вообще ничего не делать, чтобы хотя бы обидно не было. Кроме того, учителя – такие же люди, как и все остальные. Оценки вашего ребенка могут быть отражением не только его объективных успехов, но и их субъективных взглядов на эти успехи. Покажите ребенку, что цените его старания, а не только отметки.

Создайте мотивацию

Нет ничего хуже, чем выполнять работу, не зная, для чего она нужна. Младшеклассник еще может воспринимать учебу как игру, но дальше ребенку могут потребоваться разъяснения. Поговорите с ним о том, для чего вообще нужно учиться, что дает изучение различных предметов и так далее. Объясните, что плохие отметки могут помешать ему поступить на понравившуюся специальность, и тогда он не сможет заниматься любимым делом, как бы ни хотелось. И даже если сейчас работа, к примеру, продавца в магазине кажется ему вполне подходящей, через несколько лет ему может захотеться чего-то другого.

Однако детское мышление в любом случае устроено не так, как взрослое. Ребенок живет в настоящем времени, ему трудно заглядывать в будущее – не говоря о том, что он еще вообще плохо представляет, что такое зарабатывать себе на жизнь и как это непросто. Поэтому мотивация «здесь и сейчас» для него даже важнее. «Если в этот день у тебя не было «двоек» и «троек», то ты сможешь сесть за компьютер (взять в руки свою гитару, пойти гулять), как только сделаешь все уроки», – подобные четкие инструкции помогут ребенку не терять связь между его действиями и их позитивным результатом. Главное – будьте последовательны.

Не делайте уроки за ребенка

Некоторые родители выбирают такой сомнительный путь, когда оценки ребенка кажутся им главным смыслом его учебы. Однако это ведет лишь к поощрению его несамостоятельности и потере мотивации. Дайте ребенку понять, что он может обратиться к вам в случае возникновения трудностей, но делать домашнее задание все же должен сам. И не забудьте объяснить ему что, списывая у одноклассников или из решебника, он в первую очередь обманывает сам себя.



Александра К.
Женщина и Город



Вернуться наверх