Поиск по метро

Если ребенок… заурядный

от 19.11.2019
Если ребенок… заурядный

Каждый родитель мечтает гордиться своим ребенком. Улыбаться на родительском собрании, выслушивая похвалу учителей, ронять слезы радости после его блестящего выступления на каком-нибудь конкурсе, рассказывать друзьям и родным о его очередных успехах – в учебе, карьере, спорте, личной жизни… Одна проблема: дети бывают разные. Не только отличники, но и двоечники; не только целеустремленные, но и ленивые, норовящие весь день провести у телевизора или уткнувшись в экран смартфона; не только прилежные и послушные, но и хулиганистые. А еще бывают дети самые обычные и на первый взгляд ничем не примечательные. Учатся и ведут себя неплохо, ярко выраженных талантов и недостатков не имеют. И, как ни странно, такая заурядность зачастую расстраивает родителей куда больше двоек и неудов по поведению. На плохого ребенка хотя бы от души пожаловаться можно, а тут о нем и рассказать-то нечего…

Не разглядели?

Впрочем, бывают ли вообще на свете заурядные люди (и, соответственно, заурядные дети) – еще большой вопрос. В мире не бывает двух одинаковых людей, даже близнецы всегда хоть немного отличаются по характеру. Поэтому каждый из нас уникален. Другое дело, что иногда эта уникальность не бросается в глаза и, чтобы ее увидеть, приходится копнуть очень глубоко. Так что очень часто «заурядность» ребенка – мнимая и существует только в представлении родителей или педагогов, не умеющих разглядеть его истинных достоинств. Особенно если они упорно ищут не там, где нужно. Как говорил Альберт Эйнштейн, если судить рыбу по умению забираться на деревья, она всю жизнь будет считать себя дурой. Бывает, что ребенка уже и во все спортивные секции сводили, и в музыкальную школу пытались отдать, и в художественную, и на курсы актерского мастерства – и решительно нигде он себя не проявил. Потому что на самом деле он прирожденный программист, психолог или дизайнер одежды. А родители так увлеклись поиском призвания для своего чада, что забыли поинтересоваться его собственными желаниями.

Бывают и другие причины. Некоторым очень уж хочется ощутить себя родителями признанного гения, чьи таланты и достижения никак не меньше, чем у вышеупомянутого Эйнштейна (Моцарта, Толстого, Рафаэля…) Вот только по сравнению с такими титанами абсолютно заурядными покажутся 99,9% людей. Так что лучше ориентироваться на просто талантливых людей. И совсем уж высший пилотаж – вообще перестать сравнивать своего ребенка с другими и сосредоточиться на его интересах и его достижениях.

Не нужно также путать заурядность с незаметностью, это совершенно разные вещи. Тихие, спокойные и с виду ничем не примечательные дети порой обладают богатейшим внутренним миром и скрытыми талантами. Вы можете понятия не иметь, что ваш ребенок пишет прекрасные стихи, знает все об истории Великой Отечественной войны, самостоятельно учит японский язык или занимается волонтерской деятельностью. Иногда дети просто не делятся с родителями такими вещами – особенно когда знают, что те считают их своим большим разочарованием. Кроме того, таланты бывают очень разными, не такими очевидными, как способности к языкам или музыке. Например, ребенок может иметь дар тут же становиться душой любой компании, в которую попадает, и с невероятной скоростью обрастать надежными и преданными друзьями. Или впечатляющей деловой хваткой, которая однажды сделает его преуспевающим бизнесменом. Или состраданием невероятной силы, которое поможет ему стать одним из лучших врачей в городе…

Быть «как все»

Сами дети гораздо реже страдают от чувства собственной заурядности, чем их амбициозные родители. Для большинства из них быть «как все» гораздо важнее: это надежно обеспечивает их друзьями, позволяет идентифицировать себя с какой-то группой, коллективом, течением. Быть хорошистом в школе тоже удобно для ребенка: и взрослые в целом хвалят, и в среде одноклассников отчуждения не возникает. Переживать из-за собственной заурядности ребенок обычно начинает лишь в следующих случаях:

  1. Если в раннем детстве его слишком много хвалили. Человек, которому все очень легко дается, не имеет возможности научиться старанию, и тогда первые же возникшие трудности могут его сломить. Это часто происходит с талантливыми в целом детьми, которые в младшей школе значительно опережали сверстников в развитии. Расслабившись, они не сразу обнаруживают, что неожиданно оказались позади.
  2. Если ребенку приходится расти в среде более одаренных детей (или ему навязывают такое мнение). Например, одна старшая сестра обладает абсолютным слухом и ангельским голосом, другая выучила пять иностранных языков, а он – крепкий середнячок. И поет вроде неплохо, и «Гарри Поттера» с «Хрониками Нарнии» в оригинале читал, но на фоне достижений сестер никто даже внимания на это не обращает. Или, к примеру, ребенка без особых талантов к живописи отдают в художественную школу, где на фоне одноклассников он себя чувствует бездарем. Порой родители сами «назначают» одного из детей гордостью семьи, а второй – иногда более одаренный! – чувствует себя обделенным.
  3. Разочарование родителей по поводу несбывшихся надежд велико настолько, что они постоянно транслируют ребенку эту мысль – и осознанно, и неосознанно. Они и в кучу кружков его водили, и дома с ним занимались, и уйму денег на школу раннего развития потратили… А он, такой-сякой, плохо старался и не вырос вундеркиндом. «Меня не любят, потому что я плохой и недостоин», – обреченно делает вывод несчастный ребенок.

Не проект, а живой человек

Давление со стороны родителей, постоянное сетование на не оправдавшиеся надежды – это как раз самый верный способ окончательно сломить ребенка и «затолкать» его истинные таланты так глубоко, что никто их никогда уже не увидит. Нельзя забывать, что ребенок – это не проект родителей, который обязательно должен принести им оглушительный успех. Это, в первую очередь, живой человек. И то, что у него нет ярких, бросающихся в глаза отличий, не делает его хуже других детей. Он в любом случае заслуживает любви и уважения – хотя бы от собственных родителей.

Не говоря уже о том, что заурядность в привычном понимании этого слова тоже имеет свои плюсы. Жизнь талантливых людей и тем более гениев нечасто бывает по-настоящему счастливой. Те, кто не обладает какими-либо ярко выраженными способностями, зачастую отличаются более простым отношением к жизни и легким характером. Они легче сходятся с другими людьми, потому что их банально проще понять. Да и наличие уже просто более-менее выраженного таланта может помешать ребенку ладить со сверстниками. Это взрослых виртуозное исполнение Бетховена и Баха пятиклассником впечатляет, а в детском коллективе котируются совершенно другие способности и навыки. Ребенок, худо-бедно играющий на гитаре любимые песни одноклассников, будет пользоваться гораздо большей популярностью. И именно у «заурядных» людей больше всего шансов прожить более-менее счастливую жизнь, проводя дни на вполне устраивающей их работе, а вечера – в окружении любящей семьи.

Это, конечно, не значит, что детям нужно зарывать в землю имеющиеся таланты и стремиться ничем не выделяться. Просто порой незаурядность приносит больше страданий, чем радости, особенно самому ребенку – родители-то получают в основном восторженные отзывы учителей и завистливые взгляды других мам и пап. Сам же ребенок может быть при этом одинок и несчастен, вот только не всегда до этого кому-то есть дело. А дети это чувствуют – и страдают. Каково ощущать себя музейным экспонатом или, скажем, сообразительной обезьянкой в клетке? Все смотрят, восхищаются, но как живого человека не воспринимают. Такой ребенок может прийти к выводу, что быть «обычным» гораздо лучше, и наотрез отказаться развивать способности даже в ущерб своим собственным мечтам…

Довести ребенка до такого – преступление. Заурядный ли, гениальный ли, он всегда должен иметь достаточно любви, поддержки и понимания. И тогда он в любом случае найдет свой путь в жизни.



Александра К.
Женщина и Город



Рубрики





Вернуться наверх