Поиск по метро

«Разгрузить» своего ребенка

от 10.11.2018
«Разгрузить» своего ребенка

Надо полагать, оказавшись в XXI веке, человек из XIX (да и первой половины XX тоже) просто сошел бы с ума. Из нашей жизни начисто исчезло всякое подобие размеренности, минуты и часы летят с невероятной скоростью, а мы тщетно пытаемся обуздать их, втиснуть в них как можно больше... И этому же учим своих детей, чтобы они тоже были готовы к такой жизни.

Но нужно ли это на самом деле? Особенно в детстве, когда так важно познавать мир, играть, мечтать? Неужели, не включившись в бешеный ритм «взрослой» жизни, где сначала детский сад, а потом и школа дополняются еще несколькими кружками, студиями или секциями, ребенок не разовьется должным образом? А ведь детство – единственная пора, когда человек может вести по-настоящему беззаботную жизнь. Спеша наполнить жизнь ребенка целями и задачами, мы, по сути, отбираем у него волшебство детства. Причем безвозвратно.

Планирование, спешка и детский мозг

Ранним утром вы в спешке собираетесь на работу, пытаясь параллельно приготовить завтрак и подгоняя своего ребенка, которого еще нужно отвести в сад или школу. А он отчаянно копается и никак не желает понимать, что надо спешить. Знакомая картина?

В вечной суете мы легко забываем одну важную вещь. Взрослые ― это большие дети, да, но вот дети ― отнюдь не маленькие взрослые. И неспроста человек получает право считаться совершеннолетним и нести полную ответственность за свои поступки только в восемнадцать лет, а то и в двадцать один год. Дело в том, что лишь к этому возрасту наконец завершается формирование головного мозга (у девочек немного раньше, чем у мальчиков). Поэтому предъявлять к ребенку такие же требования, как к самим себе, ни в коем случае нельзя. Способность к самостоятельному планированию и распределению своего времени, например, дети приобретают никак не раньше девяти лет, а бывает, что и к двенадцати. И сколько бы вы ни бранили ребенка в попытках сделать его более организованным, все равно ничего не добьетесь, пока у него не созреют зоны мозга, отвечающие за волевую регуляцию деятельности. Поэтому привыкнуть вечно куда-то спешить он, конечно, может, но если темп задаете вы, то он вряд ли будет по-настоящему понимать, что происходит. А там, где нет понимания, не может быть ни осознанности, ни ответственности.

Вместо критики ― помощь и объяснения

Однако и это еще не все. Когда мы вынуждены день за днем выдерживать жизнь в напряженном графике, нас зачастую спасает только понимание, во имя чего мы это делаем. Имея четкие цели, человек может вынести даже совершенно непомерные перегрузки. Но речь идет о взрослом человеке, детский же мозг вообще к ним не приспособлен! Кроме того, зачастую мы не даем ребенку никакого шанса по-настоящему сориентироваться в ситуации. Вместо помощи и соответствующих его возрасту объяснений он получает лишь окрики: «делай!», «давай быстрее!», «не копайся!» Мы-то уже во всем сориентировались, а он когда мог успеть? Никто не любит совершать действия, смысл которых непонятен, и мы сами в том числе. В итоге ребенок вынужден жить в постоянной тревоге и в лучшем случае механически исполняет команды взрослых, чтобы избавить себя от проблем. В итоге он так и привыкает слепо подчиняться внешним обстоятельствам, не вникая в суть. И каким он после этого вырастет?..

Обратная сторона детской «успешности»

Но даже доступные объяснения не всегда спасают дело, когда родители стремятся все свободное время ребенка заполнить «полезными делами». Намерения у них при этом самые что ни на есть благородные: не дать попасть в дурную компанию, «подсесть» на компьютерные игры или бесцельное зависание в социальных сетях. Избыток детского свободного времени кажется опасным. Безделье действительно никому не приносит пользы, но не стоит путать его с отдыхом! Детям, как и всем нам, требуется время наедине с собой, не говоря уже о возможности играть и общаться с друзьями. Все это не менее важно для развития ребенка, чем школа и кружки, и становится вовсе бесценным, когда последних много, а времени мало. Без знания испанского или владения дзюдо можно жить припеваючи, а вот без коммуникативных навыков уже сложнее…

Многие читали или слышали потрясающие истории о маленьких вундеркиндах и мечтали о таких же детях. Но мало кто задумывается о том, как складываются судьбы этих детишек, когда те вырастают. Увы, статистика не радует: за редким исключением, из них получаются абсолютно среднестатистические взрослые, не слишком успешные и счастливые. И это еще в лучшем случае. Многие, привыкнув к своей особенности и исключительности, просто перестают развиваться, ведь они и так оставили ровесников далеко позади. Кроме того, бывшие вундеркинды чаще всего оказываются абсолютно не адаптированы к жизни в обществе.

Дать больше свободы

Жизнь современного взрослого человека зачастую напоминает безумную карусель: давно уже начало подташнивать, а слезть нет никакой возможности. И чем раньше на этой карусели окажешься, тем труднее с нее сойти. Ведь в какой-то момент можно и вовсе не вспомнить, что за ее пределами что-то есть.

Может, стоит проявить гибкость и дать ребенку немного больше свободы? А чтобы он правильно ей распоряжался, а не устраивал многочасовой марафон по просмотру дурацких мультиков, нужно изначально знакомить его с более интересными вариантами досуга. Но обязательно предоставлять выбор, иначе «свободное время» ничем не будет отличаться от школьных занятий.

В общем, порой не помешает на миг остановиться и задуматься, кого мы хотим вырастить из наших детей: измученных заложников вечной спешки или счастливых, гармоничных личностей.



Александра К.


Рубрики





Вернуться наверх