Поиск по метро

Свадебные традиции и обычаи Индии

от 27.06.2016
Свадебные традиции и обычаи Индии

Нигде больше с таким трепетом и огромным вниманием не относятся к браку и семейным узам, как в этой экзотической древней стране. Если вспомнить старые индийские мелодрамы 50-х годов прошлого века с их целомудренными чувствами, страданиями влюбленных от невозможности соединить свои сердца, можно даже по ним сделать вывод о чрезмерной важности брака и о роли родителей в выборе жениха или невесты. Прошедшие годы мало что изменили в этой ситуации: по-прежнему вступление в брак является в Индии сакральным событием и зависит от решения родителей будущих молодоженов.

Свадьба остается самым важным событием в жизни каждого индийца, независимо от его статуса и социального положения. В отличие от современной Европы, где сейчас стираются грани семейных уз и брачных отношений, где разводов больше, чем свадеб, в Индии свято чтут древние ведические традиции в создании семьи. По их трактовке женщина должна выходить замуж только один раз, потому что она – поле (кшетра), а первый мужчина – владелец поля, сеющий в него семена и имеющий неограниченное право на будущие плоды. Поэтому так строго здесь следят за целомудрием невесты и сохранением девственности. Разводы возможны только среди пар низших каст.

Подготовка к свадьбе

Непосредственно свадьбе предшествует серьезная подготовка: обсуждается обеими сторонами дата бракосочетания, составляются гороскопы молодых, по которым определяется психологическая и физиологическая совместимость будущих супругов. Бывает иногда так, что еще в детстве по договору родителей дети уже становятся нареченными женихом и невестой, но после анализа их гороскопов иногда приходится отказываться от такого выбора. То есть, к астрологическим данным индийцы относятся очень серьезно, придавая большое значение данным гороскопов.

Обязателен ритуал «тилак» – одобрение выбора жениха, в котором участвуют только мужчины – представители обоих родов, поскольку мужчине в индийском обществе отводится особо почетная роль. За месяц до свадьбы отец невесты наносит визит в семью жениха, чтобы поставить на лбу избранника дочери «тилак» – знак согласия, наносимый с помощью смеси из куркумы. Это означает, что отец считает этого человека настоящим мужчиной, способным обеспечить его дочери счастливую, безбедную жизнь. То же самое проделывают с женихом родственники невесты, пришедшие с потенциальным тестем, преподнося, кроме этого, ему подарки в знак одобрения выбора невесты. Родня жениха щедро угощает гостей и вручает ответные подарки невесте. Обговорив условия и назначив день свадьбы, гости уходят – таков обряд «тилак».

Сангит – обряд прощания невесты с девичеством и родным домом, в котором принимают участие только женщины с обеих сторон. По сути, это веселый девичник с песнями, танцами, шутками и щедрым, вкусным застольем, приготовленным родней невесты. Неприлично быть веселой только матери, расстающейся с любимой дочерью.

Сухагин – еще один ведический обряд, отличающийся по тональности от сангита: во время его проведения женщины в молитвах отдают почести своим согражданкам, умершим раньше мужей. По ведическим законам умереть раньше мужа – большая честь для женщины, стать вдовой – позор; ее презирают, как изгоя; она обречена до конца дней носить траур.

Менди – обязательная церемония накануне свадьбы, когда невесте украшают руки традиционными узорами, наносимыми хной. После этого она уже не выходит из отчего дома до самого свадебного торжества.

Халди – непосредственно перед началом свадебной церемонии для придания золотого сияния и блеска открытым частям тела на кожу лица и конечностей наносится и растирается мазь, смешанная с куркумой. Эта процедура проводится отдельно в домах будущих супругов.

Свадебные одеяния молодоженов

В отличие от европейских норм одевать невест в традиционно белое платье, индианок наряжают в сари бордового, красного или золотистого тона. Прическу в виде косы украшают многочисленными ювелирными изделиями и искусственными цветами. Особое внимание уделяется макияжу: глаза обводят черной краской, придающей загадочность взгляду; пробор в волосах (синдур) выделяют красным (обычно краской растительного происхождения). Между линиями бровей ставится бинди (красная точка) – метка замужества. Существуют традиционные ювелирные изделия-символы: мангтик – украшение для волос; натх – колечко, вдеваемое в левое крыло носа, как символ замужества; карн пхул – висячие массивные серьги из золота с инкрустацией дорогими камнями. На шею надевается наследное ожерелье хаар, передаваемое из поколения в поколение семьи. Запястья рук и ног украшаются браслетами, причем ножной браслет-паял должен быть с колокольчиками.

Так же тщательно соблюдаются традиции в одевании жениха, которого облачают в длинный разукрашенный фрак, обтягивающие брюки (чириданы),туфли, расшитые бисером (джути). Голову новобрачного венчает украшенный бусинками и цветами тюрбан (пагди).

Церемония свадебного торжества

В день свадьбы по старинному обычаю жених приезжает на нарядно экипированном слоне (сейчас чаще всего его заменяет украшенный автомобиль). Встречающая его будущая теща наносит на лоб ему тилак – знак ее одобрения. Затем жениха ведут в роскошный шатер, где находится невеста; в нем новобрачные дарят друг другу цветочные гирлянды в знак согласия на узы брака. Присутствующий брахман (индийский священник) произносит заветные мантры, а отец невесты соединяет руки брачующихся символической нитью.

Нижний край их одеяний связывают вместе и проводят новобрачных 3 раза вокруг Жертвенного огня. После этого жених посыпает порошком красного цвета пробор на голове невесты в знак того, что он cчитает ее своей женой и вручает драгоценное ожерелье как символ его сильной любви – теперь они супруги. Затем они дарят друг другу сладости как символ взаимной заботы в предстоящей совместной жизни. Брахман и все присутствующие родственники благословляют новоиспеченных супругов, и начинается пышное свадебное застолье. Все расходы по его организации берут на себя родители невесты.



Женщина и Город, Надежда Балакирева



Рубрики





Вернуться наверх