Отпугиватели садовых вредителей ЭкоСнайпер
Поиск по метро

Путешествие по Монголии

от 06.05.2019
Путешествие по Монголии

Песок, бури, недобрые порывы ветра, мутное солнце... Это Гоби. Иногда просто забываешь, что Гоби давно уже открыта, изучена, изъезжена вдоль и поперек: ведь ты же не претендуешь на роль первопроходца! Но кто и что «отменит» волненье, кто лишит тебя затаенной гордости тем, что и ты побывал, поездил, повидал великую пустыню Азии?

Вот почему — в Гоби, в Гоби, в Гоби! В «сухое море». Это не литературное сравнение, как может показаться поначалу, а дословный перевод выражения Гоби. И действительно, любая пустыня напоминает своей безбрежностью морские, океанские просторы; сливающиеся с горизонтом. Недаром и верблюдов, неизменных спутников таких районов, называют кораблями пустыни.

Гоби, расположенная в основном на территории Монголии, тянется от склонов Алтайских гор до Тянь-Шаня и входит в пятерку величайших пустынь Земли. «Сахара Центральной Азии» — так ее величают географы. 1 млн 300 тыс кв.км. песка!

...А пока нет ничего похожего на пустыню. Видишь обычное: зелень полей и кустарников, глиняные рядки пахоты, рощицы, взбегающие на сопки из долин. Замечаешь, что в Монголии редко встречаются одиноко стоящие деревья: в таком состоянии они не выживают и гибнут, требуют прикрытия, опоры, защиты своим корням, веткам и листьям. Одинокому дереву трудно отстаивать права на жизнь в суровых монгольских условиях: тут необходимы «коллективные» усилия — нашествие роты, полка или дивизии корней. Тогда существование зеленого шатра обеспечено. Вот как, например, в заповеднике оленей.

Заповедник оленей

Он расположен километрах в сорока пяти от Улан-Батора. Тут еще громоздятся кряжи «столичной горы» Богдо-Ул. По ее изгибам, пробив копытами ход, олени добираются до города. Ценность — в оленьих пантах. Лекарство для человека. При некоторых заболеваниях — незаменимое. Дело не в одних материальных выгодах: марал, крупный сибирский олень с мощными рогами, своим присутствием дополняет общую красоту природы, разнообразит наше представление о животном мире. Исчезновение его даже мысленное, умозрительное, воспринималось бы как начало образования новой Гоби — в иной сфере, в ином значении.

В Монголии сбор пантов практикуется сотни лет. Народная медицина отвела пантокрину особое место, приписав ему чудодейственные свойства. Не вымышленные, как тоже часто бывает, а реальные, подтвержденные современной наукой. Первые рога снимают, когда животные достигнут 2,5—3-летнего возраста. Вес пантов не превышает 1200 граммов. Это не лучшее сырье для производства лекарства. Взрослые олени дают до 3—4-х килограммов. Плюс качество. Лучшим возрастом считаю — от 4 до 10 лет. Самые ценные панты. После десяти лет панты у оленя начинают ухудшаться.

Сельский город – Мандал-Гоби

В Мандал-Гоби теперь насчитывается 15 тысяч жителей. Однако понятие «горожанин» более чем условное, как условно и звание «город». По внешнему виду это крупный поселок в степи. Многие жители его покидают свои городские квартиры или юрты и уходят на несколько месяцев пасти скот.

В Мандал-Гоби имеются средняя школа, сельскохозяйственный техникум, работает студия изобразительного искусства. Родители стремятся обзавестись здесь постоянным пристанищем, поселить в нем детишек, пристроить их на учебу. Это не отходничество, а временный отход от своего занятия, которое все равно остается в жизни главным. Но есть уже и постоянные, кадровые рабочие: они трудятся на кирпичном заводе, пищекомбинате, на автобазе, в типографии.

Своим внешним обликом Мандал-Гоби отражает сочетание двух начал — исконного, степного, пастушеского и промышленного. Ядро напоминает городское, а вокруг него — монгольский провинциальный пейзаж. Каменные здания в два и даже четыре этажа, расположенные в самом центре, окружены сотнями юрт. На улицах, простору которых позавидует любой большой город, разгуливают овцы, коровы, лежат верблюды. Все дороги отсюда ведут в степь — в каком направлении ты бы ни поехал. Проедешь сотни километров, а городского поселения уже не встретишь.

Мандал-Гоби возводился на песчаном пустыре: ни кустика, ни ручейка. Первым строителям доставляли питьевую воду в цистернах — и она ценилась дороже любой пищи.

В аймаке каждый колодец и скважина на строгом учете: за ними глаз да глаз. В самом городе находится 9 скважин, которые и питают водой жителей, промышленные предприятия. Водой обеспечены. Снаружи ее не видно: все ушло в трубы. Можно мириться с перебоями в снабжении электрической энергией: нет ее — раскладывай костер, зажигай свечи, керосиновые лампы, топи печки, приводи в действие разные керогазы. У воды заменителей нет! Человек умирает раньше от отсутствия воды, а не пищи.

Мандал-Гоби радует туристов и своим краеведческим музеем. До революции в Монголии не было и понятия о музеях. Кое-кому даже казалось, что в них, будь они открыты, и выставлять-то нечего. Но еще в советское время были подняты из неведения целые пласты самобытной монгольской культуры, материальные образцы которой представлены в музеях.

Посетителей музея не так уж много: все же Гоби! Поэтому немногочисленных туристов по-своему обслуживает весь штат — гости ходят вместе с директором, сторожем, экскурсоводами. Они порой сами задают приезжим вопросы. И в этой взаимной информации проявляется натура степного жителя: ему кажется, что приезжий издалека знает больше, чем он, отгороженный от большого мира.

На протяжении длительного исторического периода источник познания у монгола был устный. Грамотой владели редкие, да и те были в Урге или же крупных населенных пунктах. И книги были на тибетском или санскритском — в старой Монголии они считались классическими, подобно латинскому и греческому в дореволюционных русских гимназиях. Слушать рассказ грамотного, бывалого человека — для монгола высшее духовное наслаждение. Слушатели они незаурядные. Говори час — монгол никогда не перебьет и будет слушать с неослабным вниманием, сидя в одной позе. Как бы это назвать? Он умеет «выкачать» ваши познания в какой-то области без назойливых приставаний: расскажи то-то и то-то. И, помимо всего, монгол любит обстоятельную, неторопливую беседу. Отделаться скороговоркой, скомкать, укоротить разговор неприлично: вроде тебе неприятно общество и ты намерен избавиться от него.

Традиции видоизменяются, но не перестают быть традициями. Устный рассказ всегда стоял у монголов на первом плане. Может быть, в силу этого среди монголов есть на редкость даровитые рассказчики.

Гобийский аймак представлен в музее довольно полно и впечатляюще: история, геология, палеонтология, страноведение, флора и фауна. На табличках даны пояснения, цифровые данные. Вот одна из них: «Климат сухой, резко континентальный. Средняя температура в июле плюс 19,1 градуса, в январе минус 18,6. Средняя скорость ветра 4 метра в секунду». Ветер дует всегда: выпадают безветренные часы, но не дни. Оказывается, степь не столь уж безжизненна: много лекарственных растений, сбор которых все возрастает. Есть и животный мир — козы, лисицы, кролики, волки. И птицы не обошли стороной Гоби. Но и это еще не все. «В Гоби, — указано в справке, — из полезных ископаемых обнаружены уголь, шпат, алебастр, железная руда, мрамор, известняк, различные глины».

Да, на этом добре можно развивать промышленность, что и делается. В местечке Цаган-Обо добывают каменный уголь. А про земледелие сказано: в аймаке оно развито очень слабо. У пустыни отвоевано около 3 тысяч гектаров. Что растет и вызревает? Овощи, картофель, овес, кормовые травы. Вот, пожалуй, и весь перечень. Есть «свой» и привозной картофель. Привозной, говорят местные жители гобийцы, мы сразу кладем в чугун для варки, а свой вначале перебираем в руках и рассматриваем как диковинку...

А вот портрет прославленного бегуна Гэндэна. Когда ему было шестнадцать лет, он на охоте догнал зайца и схватил его руками. В двадцать лет ловил волков. Фантастика! Сильный был необычайно, ловкий. Ему «заказывали» живых волков — приносил на спине. Охотился с одной дубинкой. Настигнет зверя, повалит его, всунет палку в рот, свяжет и отправляется с добычей домой. Феномен. В тридцать лет Гэндэн обгонял скакунов на спортивных состязаниях. Можно представить, каким захватывающим было это зрелище! Посмотреть бег Гэндэна съезжались монголы со всей страны. В семьдесят лет он стал работать почтальоном: пройти полсотни километров ему ничего не стоило. Поискать такого ходока.

Далее туристов обычно подводят к керамическому блюду, сделанному два века назад. В него вмещается литров пятнадцать жидкости. Поразительная четкость линий монгольского национального орнамента: геометрия узоров. Краски будто только что нанесены и не успели еще просохнуть: ярки до неестественности. Цветы, листья, звездочки на поле выглядят живыми. Столь вместительный сосуд, благодаря волшебному мастерству рук, выглядит легким, изящным, декоративным, хотя из него ели пищу, пили различные напитки. А рядом — коллекция бронзовых ножей, изготовленных до нашей эры...

Музей сжал и представил в одном зале бурную историческую пору: самое начало становления независимости в Гоби. Шла упорная борьба за выдворение из страны китайских милитаристов: против их присутствия выступали все слои населения.

На захватчиков это обращение не возымело никакого действия. Впоследствии президент Китая издал декрет о ликвидации автономии, и Монголия продолжала оставаться провинцией маньчжуро-китайских завоевателей. Продолжалась, не стихая, а все разгораясь, и борьба патриотов. В гобийском музее вывешен портрет совсем юной Тувдэнгийн Бор. Девушка-партизанка. Двадцатые годы: в Монголии орудовали маньчжурские военные. Но их уже теснили отряды народной армии, наступавшей из Урги. Бор работала секретарем революционного союза аймачной молодежи. Вместе с солдатами она принимала участие в разгроме банд противника. Бесстрашная наездница, пламенный оратор, солдат революции. Но ее поймали, подвергли пыткам. Затем увезли в горы и сбросили со скалы...

На полу расставлены сундуки. Нет, не для хранения домашних вещей, это муглэн — ящик, короб для... пыток. «Маньчжурские подарки» — так окрестили их монголы. Провинившегося бросали в ящик. Вытягивали шею пытаемого, проделывали для нее отверстие так, чтобы посаженный в ящик не мог втянуть туда голову. В таком виде ящик оставляли где угодно... Туристы подчас стоят молча: «экспонаты» говорят таким жутким языком, что другие слова тут лишни. Музей начался с одного зала. В нем находилось несколько десятков экспонатов: сейчас их число превышает три с половиной тысячи. Будет еще больше — гобийский край богат и прошлым и настоящим. Повидать в Гоби скелет ихтиозавра вроде бы вполне естественно: их кладбища обнаружены здесь. А вот как попало сюда трофейное немецкое оружие? Целый стенд Великая Отечественная война советского народа. Северный фронт. На фотографии группа монголов с советскими воинами. На ней уместился и лозунг: «Делегации Республики — красноармейский привет!».

Юрты – символ Монголии

В дороге нет ресторанов, кафе, закусочных. И все это вместе взятое сосредоточила в себе самая простая аратская юрта. Время обедать — заезжай, накормят. Настигла ночь — переночуй. Такая открытость, доступность предоставляет возможность все время знакомиться с людьми в неофициальной обстановке, видеть их дома, в семье, за чашкой чая, за блюдом жареной баранины. Может быть, в силу этого местность представляется так плотно заселенной.

Стоишь на вершине сопки, а там, внизу, в разных концах виднеются юрты: купола надутых ветром парашютов, которым не дают подняться колышки и веревки. Никто не может сказать — сколько этих жилищ во всей Монголии. Но — много.

В городах они исчисляются тысячами. В провинции юрта — все: жилище, читальня, контора, баня, библиотека, санитарный пункт, склад, гостиница, магазин, школа, мастерская, лаборатория. И ни одной нет похожей на другую, соседнюю. Даже при большом внешнем сходстве юрты разнятся внутренним убранством. В них жили и знатные ханы, и простые араты.

Как же бренное тело обычного туриста будет чувствовать себя в этом жилище кочевников и скотоводов? Надо бы пожить в нем хотя бы денек-другой. Вот обычная юрта. Она располагается на самой окраине сомона Олзийт-Сум — это километрах в ста к югу от Мандал-Гоби. В аймаке всего 15 сомонов, но Олзийт-сум занимает четвертую часть всей территории края. Некоторое время назад в Монголии существовал баг — самое низшее административное деление, в которое входило несколько юрт, аилов.

Юрта несколько больше по размерам средней аратской: двенадцать метров в диаметре, по которому как раз и пролегает ковровая дорожка, прерываясь в том месте, где стоит печка. На переднем конце дорожки разместился стол с зеркалом. На нем два металлических светильника — оба с толстыми накалами воска. Здесь же огарки и целые свечки — признак того, что на электричество целиком и полностью полагаться нельзя.

Юрта строго делилится на две равные части: правую и левую. В каждой из них стоит по две койки. На раму натянут войлок, обшитый снаружи и изнутри тканью. В самом верху юрты находится колесо - тоно. Это каркасы. Их изготовляют в ремесленных мастерских. Тоно покрывают краской и лаком, наносят узоры. Нужно не менее трех дней, чтобы раскрасить тоно средней величины. К нему иногда прикладывают руку и каллиграфы, выписывая изречение поэта. В этом сказывается традиция древней Азии, когда профессия каллиграфа приравнивалась к искусству.

В отверстия тоно вставлены дугообразные деревянные рейки, которые идут к земле и, разбегаясь по кругу, образуют купол, вернее — остов его. На рейки натягиваются полотнища — любого цвета, но преимущественно белого. Тут безбрежное поле для фантазии. Есть двери очень живописные: на зеленом матерчатом фоне вышит всадник. Это излюбленный мотив в декоративном оформлении. На двери прочтешь и какой-либо лозунг. Смотришь — к металлической рукоятке прикреплен флажок с надписью «Пожалуйте к чаю!». Окружность юрты тоже покрывается узорами — или это четкие линии вершин, или изображения животных.

В юрте вся обстановка «низкорослая» — низкие кровати, табуретки, скамеечки, столик. А впечатление — простора. И какая-то уверенность в прочности и добротности жилья: ходишь не по паркету, который может поскрипывать, не по половицам, а по кошме или ковру, лежащему на земле. И свежий воздух не то что рядом, а тут, при вас! Пролеты тоно закрывают лишь в холодные дни, да на ночь — чтобы не проникли внутрь птицы, насекомые, грызуны.

Люди, проживающие преимущественно в крупных городах, привыкли определять бытовые удобства на свой лад: есть ли в квартире горячая вода и газ, имеется ли в доме лифт, близко ли расположены парковки, магазины, кино, театры, рынок, хорош ли транспорт и как быстро он доставляет пассажиров до места работы. Вырабатываются и соответствующие представления о жизни. Если подходить к Монголии с такими мерками, то тут она ничем не поразит воображение приезжего. Просто есть другой уклад быта, иное представление об удобствах и неудобствах.

В олзийской юрте находятся вещи, предназначенные для останавливающихся. На гвоздике висит палочка с орнаментом: она так и называется — олзий, символ вечности. На ней вырезаны языки пламени. На тумбочке — морннхур, двухструнный музыкальный инструмент. Струны и смычок сделаны из конского волоса.

Эта двухструнная монгольская балалайка, сделать которую, кажется, не стоит труда, требует незаурядного мастерства. Не бренчалка, а инструмент, предназначенный для извлечения приятных, ласкающих слух звуков. Изготовляется из сосны, которая никогда не знала дождя, а питалась одними подземными соками. И чтобы росла она в полном одиночестве, без соседей: тогда ствол ее свободно продувается ветрами. Срубленная, она должна лежать несколько лет в тени.

Возле койки стоят гуталы. Это высокие монгольские сапоги, сшитые из кожи. Голенища их необъятных размеров. Верх скошен. Носок приподнят и выглядит как передок ладьи. Каблуки отсутствуют. Внутри, над подошвой, толстая шерстяная подкладка. Ноге тепло, мягко и просторно. Гуталы разноцветны и по-разному оформлены снаружи. Узорчатые ботфорты. «Киль» сапог означен прямой широкой линией. На боках — ромбини, внутри которых тоже игра орнамента. Это, конечно, не спортивные тапочки для бега, и в них не разгонишься, но ходить в них — наслаждение.

И еще об одной палочке, висящей около умывальника, у самой двери. Называется она «хусуур», имеет форму долоточка и предназначена для очистки вспотевшего коня. Вместе с петелькой для вешания к ней привязана голубая тесемка. Для этих целей имеются и металлические скребки, но они грубы: деревянное острие прикасается к коже мягко и не оставляет царапин. После того как пека и пот будут удалены со скакуна, весь он, от крупа до копыт, протирается толстым куском, свалянным из шерсти. Потного коня нельзя оставлять на ветру.

Эту процедуру исполняют мальчишки: хозяин, устав в дороге, бросив поводья, устремляется в юрту. Не потому, что он нерадив, не бережет благородное животное: так заведено и так положено. Остановится дома — чистит коня сын, в гостях — сын хозяина. Это входит в комплекс гостеприимства, который охватывает всех членов семьи и распространяется на все, что пришло или приехало с желанным гостем. Заметна и воспитательная струнка: мальчишка возится, суетится около лошади на виду у всех. Это не только подстегивает его, заставляет исполнять ловко и споро порученное старшим, но и предоставляет возможность старшим приглядываться к действиям подростка и делать из своих наблюдений практические выводы. Особая привязанность к животному непременно в чем-то найдет свой выход и отличит одного какого-то мальчика перед другими. Это и будет замечено. Увидит тот, кого это интересует, как податлив конь к детским словам, как свободно, без принуждения он поднимает ноги и дает чистить копыта, как позволяет подлезть под брюшко...

А как хочется проскакать мальчугану! Конь почищен, поел, попил, отдохнул. Привыкший к бегу, он не любит долго застаиваться на одном месте. И дает знать, что готов снова отправиться в путь; ржет, бьет копытами, сигналит хозяину. Но у того беседа затягивается и он еще посидит в уютной юрте, попьет чайку, подымит трубкой. Тогда сообразительный малыш шмыгает к отдыхающему коннику и попросит разрешения проскакать до ближайшей сопки. Вылетает радостный, получив согласие.

...Вечером топят печку. Аргал, сушеный помет животных, горит жарко и не дает искр, что имеет важное практическое значение. Дровами топить юрту опасно: языки пламени могут поджечь полотно, которым покрыто строение, подпалить войлок. Дрова пригодны для костра на открытом воздухе, для кирпичной печки. Юрта предпочитает аргал: всегда в запасе пара вместительных короба наполнены им. Монголы отправляются на пастбища с мешками и корзинами, набивают их аргалом, взваливают на спины или грузят на повозки и доставляют их к юртам.

И снова пустыня. И без того золотой песок золотит алтан харгана или хялгана — кустарник, напоминающий низкорослую акацию. В почву вцепился заг — саксаул. Не сплошь, а кое-где. Едешь тридцать — пятьдесят километров, но жилья нет. Увидишь гобийскую лисицу, когда она бежит. Ляжет — не отличишь от волнистых складок песка: цвет у нее рыже-черно-белый. Далеко-далеко паслись дзерены — антилопы. Наверное, вот о таких местах говорили в старину — конец света.



Екатерина С.
Женщина и Город

Рубрики




Вернуться наверх