Поиск по метро

«Сядь и сиди!» Как не привить своему ребенку любовь к малоподвижному образу жизни

от 23.07.2019
«Сядь и сиди!» Как не привить своему ребенку любовь к малоподвижному образу жизни

«Говорю в последний раз: села ровно, как все люди сидят!»

Я давно уже исподволь наблюдала за этой парочкой – молодой мамой и девочкой лет четырех. Дело было на одной из столичных автобусных остановок. Малышка, в общем-то, ничего плохого не делала: не шумела, ни к кому не лезла, не пыталась что-то испачкать или сломать и не отходила от мамы дальше, чем на несколько шагов. Просто отказывалась сидеть «ровно, как все люди». Своими невинными детскими желаниями – посмотреть на прилетевших птичек, изучить яркую рекламу, немного размять ножки – она почему-то доводила мать буквально до белого каления. Кончилась история недельным лишением сладкого и горькими слезами.

Подозреваю, что многие не увидят в ситуации проблемы: ребенок не слушался и был за это справедливо наказан, что тут обсуждать-то? Зато поводом для обсуждения повсеместно становится другой вопрос: тщетные попытки родителей отвлечь своих детей от телевизора, компьютера и гаджетов, а также сопутствующие явления – детская гиподинамия и избыточный вес. Но если присмотреться, то между проблемами обнаруживается вполне конкретная взаимосвязь. Сперва родители всячески ограничивают свободную двигательную активность детей («чтобы не мешали» и «потому что нечего баловаться»), а потом искренне удивляются, почему те после детского сада или школы привычно садятся к телевизору и неохотно посещают спортивные секции.

Выученная неподвижность

Для здорового маленького ребенка двигаться столь же естественно, как и дышать. Иначе он просто не сможет полноценно познавать себя и окружающий мир. Ему жизненно необходимо не только разглядывать с разных сторон, но и ощупывать, обнюхивать, пробовать все на вкус, а также изучать и совершенствовать возможности своего тела (безопасными для жизни и здоровья способами, разумеется). Но что он чаще всего слышит от взрослых? «Не балуйся! Хватит мельтешить! Перестань шуметь! Ты можешь хоть минуту посидеть спокойно?!» Ну и, конечно, бессмертное школьное «НЕ БЕГАТЬ!» Как будто он кукла, а не живое человеческое существо, лишь недавно пришедшее в этот удивительный мир.

Увы, с высоты трех-четырех десятков прожитых лет зачастую уже плохо заметно, что «взрослые – это большие дети, но дети – это отнюдь не маленькие взрослые». Даже те, кто искренне озабочен всесторонним развитием своего ребенка, не всегда по-настоящему понимают, как именно это развитие происходит. Книжек и познавательных фильмов недостаточно – это все теория, которая без практики, как известно, мертва. Взрослый человек свою тягу к познанию уже в целом удовлетворил и картину мира сформировал – как же легко для нас оказывается забыть, что ребенку это только предстоит! Ведь на первый взгляд чадо всего-навсего шумит, вертится, балуется, куда-то лезет и вообще отказывается вести себя «прилично».

И родитель, исходя из собственных эгоистичных интересов, фактически обучает его неподвижности – причем как гневными отповедями, так и собственным примером. Дети, которые предпочитают проводить все свободное время за просмотром мультиков, чаще всего просто копируют поведение старших. И напротив, в семьях, где взрослые увлечены активным досугом, и дети зачастую имеют схожие привычки.

Что посеешь…

Однако движение – это не только целенаправленные занятия спортом. Не менее важна и так называемая нетренировочная физическая активность – в эту категорию попадают любые движения, целью которых не является физическая нагрузка сама по себе. Это и уборка, и игра, и пешая прогулка, и спонтанный танец под любимую музыку, и подпрыгивание на одной ножке ради удовольствия. Чем больше мы поощряем такую активность в собственных детях, тем более естественным делом для них становится движение.

Если же мы станем всячески этому препятствовать ради собственного спокойствия и удобства… Что ж, ребенок не испачкается, не разобьет коленки, не опрокинет случайно графин с водой и вообще будет доставлять очень мало хлопот. Но однажды, вероятно, он превратится в постоянно усталого и пассивного взрослого, для которого важно припарковаться у самого дома, потому что пройти лишние десять метров – настоящий подвиг.

Итак, что же нужно делать родителям, чтобы максимально способствовать физическому развитию детей?

  1. Подавать пример. Легко рассказывать ребенку о важности движения, лежа на диване. Но будьте готовы, что он вам не поверит, даже если в его возрасте вы действительно проводили все свободное время, играя с друзьями во дворе.
  2. Не мешать двигаться. Во всяком случае, пока ребенок не подвергает себя и других опасности и не создает реального (!) неудобства другим людям. Обговорите с ним, какое поведение считается уместным, а какое нет (и почему!) Например, бой подушками с младшим братом и другие шумные игры в целом разрешены, но только не в то время, когда вернувшийся с ночного дежурства папа отдыхает после работы.
  3. Поощрять. Хвалите ребенка, когда он предпочитает игры с мячом во дворе просмотру мультсериалов. И объясняйте, почему он поступает правильно.
  4. Не ставить расход стирального порошка выше здоровых нужд ребенка. Дети, которые много двигаются, не могут совсем не пачкаться (разве что вы пустите их резвиться в стерильной операционной). Для ребенка совершенно нормально играть в снежки, кататься с горки, устраивать «салют» из опавшей листвы, шлепать по лужам… Просто для всего этого у него должна быть специальная уличная одежда, на которую не страшно посадить пару несмываемых пятен. Ребенок должен понимать, что нужно сперва переодеться в нее, а потом уже веселиться.
  5. Позволить выбирать. Если навязать ребенку неинтересную ему студию или секцию, можно навсегда отбить у него охоту заниматься спортом. И ничего страшного, если девочка интересуется боксом, а мальчик – балетом. Гендерные стереотипы давно пора оставить в прошлом. Главное, чтобы ребенку занятие нравилось.
  6. Покупать правильные игрушки. В роботах и куклах нет ничего плохого, а паззлы и прочие развивающие игрушки еще и полезны для умственного развития. Но не забывайте и физическом: скакалка, самокат, ролики, коньки, лыжи, велосипед, мяч, фитбол – чем разнообразнее будет ваш домашний арсенал, тем лучше.

А если ребенок проявляет мало энтузиазма, попробуйте превратить скучную обязаловку в веселую игру. Например, в подобие компьютерной, если именно это его главное увлечение. Понаблюдайте, как ваше чадо играет в любимые квесты, аркады или стрелялки, и придумайте живое приключение со знакомыми персонажами и похожими правилами. Поверьте, тут есть где развернуться, стоит лишь включить фантазию. Полоса препятствий, взятие на абордаж дивана, поиск спрятанных предметов по подсказкам, стелс-миссии (это когда нужно незаметно куда-то пробраться) с готовящей ужин мамой в роли главного противника… Если постараетесь, наградой станут горящие глаза ребенка и восторженное: «Со мной так еще никто никогда не играл!» А если пригласите участвовать в развлечении еще и его друзей, то и вовсе превратитесь в местную легенду…



Александра К.
Женщина и Город


Рубрики





Вернуться наверх