Поиск по метро

Водитель и автомобиль: чтобы зима была безопасной

от 07.11.2018
Водитель и автомобиль: чтобы зима была безопасной

Технические проблемы зимней эксплуатации автомобиля и пути их решения

Зимой автолюбитель при вождении сталкивается с несколькими серьезными проблемами. И решать их следует исключительно водителю.

Низкий коэффициент сцепления колес с дорогой

Это основная проблема зимы и ее главная – «знаковая» – характеристика. Проще говоря, покрышки вашего авто плохо сцепляются со скользким покрытием дороги, что приводит к возникновению заноса и схода с предполагаемой траектории движении. Чаще всего такое случается на поворотах (разворотах) или при выполнении маневров, связанных с выездом из занимаемой полосы или ряда движения (обгоне, опережении, объезде, перестроении и т.п.).

Как ликвидировать данную проблему? А ее первоначальное решение - чисто техническое, требующее финансовых вливаний. Необходимо переоборудовать автомобиль, приспособив его под нужды зимы. И главное здесь – это использование зимней резины. Машину нужно переобуть, тем более что сегодня это – требование закона. Российская «шиповка» или западноевропейская «липучка» позволит улучшить сцепление колес с зимней дорогой.

Не стоит забывать, что второй аспект безопасности – это изменение тактики вождения самим автолюбителем. Зима не прощает резких движений рулевым колесом, экстренного торможения или не менее резкого ускорения. Вообще, зимняя дорога вынуждает отказаться от импульсивности и резкости манипуляций. Плавность и предусмотрительность, осторожность и умеренность – вот ключевые характеристики водительской сущности в зимнее время.

Необходимость прогрева двигателя до рабочей температуры

И снова – чисто техническая проблема, реализация которой является нормальной обязанностью водителя. Однако когда это необходимо делать многократно в день, то она становится проблемой чисто психологической. Бешеный темп современной жизни и прогрев силового агрегата авто на морозе, занимающий – как минимум! – три-пять минут, - это две несовместимые проблемы. Неспособность некоторых водителей мыслить «наперед», а также парадоксальное стремление компенсировать потраченное на прогрев двигателя время вынуждают забывать об осторожности на коварной зимней дороге. А это приводит к закономерному ДТП. К сожалению…

Что касается движения на непрогретой машине, то это тоже не безопасно из-за непредсказуемости поведения автомобиля (рывки, провалы педали акселератора, «чихи», заглушения и пр.).

Решение проблемы сводится к принятию факта: время, примененное для доведения мотора до рабочей температуры, – это не потраченный впустую промежуток, а естественная необходимость для четкой работы силового агрегата. И прогрев надо осуществлять.

Выходите пораньше к своей машине и заводите ее!

Приобретите автомобиль с функцией автоматического подогрева двигателя!

Установите дополнительную опцию – охранную сигнализацию с дистанционным запуском двигателя!

Дополнительное оборудование автомобиля

Зимняя дорога предъявляет дополнительные требования к технической оснастке автомобиля. Желательно, чтобы ваше авто было оборудовано (дооборудовано опционально) максимальным пакетом систем активной безопасности. Наиболее известные и востребованные из них – это:

  1. антиблокировочная тормозная система (или ABS);
  2. система распределения тормозных усилий (или EBD);
  3. система экстренного торможения (или EBA);
  4. система курсовой устойчивости (или ESC);
  5. антипробуксовочная система (или ASR/TCS/DTC);
  6. система блокировки дифференциала (или TRC/DPS).

Помимо указанных систем, целесообразно наличие в оборудовании авто и дополнительных вспомогательных подсистем активной безопасности (или ассистентов), которые предназначены для движения в трудных дорожных условиях или ситуациях. К ним относят:

  • адаптивный круиз-контроль (или ACC);
  • системы помощи при спуске (или HDC/DAC/DDS/DBS), при подъеме (или HHC/HH/USS);
  • парктроник (или APS);
  • иные вспомогательные подсистемы.

Понятно, что такие технические возможности автомобиля стоят больших денег. Но разве можно измерить в денежном выражении жизнь и безопасность водителя и пассажиров? Если же такие опции не присутствуют в транспортном средстве, то компенсировать их придется осторожностью, предусмотрительностью и технически правильными действиями водителя. А вырабатывается такая методика исключительно путем длительного практического обучения.

Готовность водителя к зиме

Технические характеристики авто – это потенциальная вероятность безаварийной езды зимой. Большую роль призвана играть морально-психологическая и практическая готовность самого автолюбителя к движению в сложнейших дорожных условиях.

Способность предугадывать события на дороге – вряд ли врожденное чувство. Оно вырабатывается с годами, с опытом. В этом и заключается само существо водительской жизни. Поэтому у многих начинающих водителей – панический страх перед зимней дорогой. И он закономерен, ибо обусловлен естественными психологическими причинами. Среди них – неуверенность в своих возможностях и правильности алгоритма действий.

Главное «зимнее» правило

Факт зимы водитель должен принимать безоговорочно: зима пришла, и с этим надо считаться. Поэтому, как бы ни странно и парадоксально не звучало бы самое главное «зимнее» правило, но оно следующее: если вы не готовы к движению по зимней дороге, – не садитесь за руль и откажитесь от эксплуатации своего автомобиля в таких суровых условиях.

Трезво оценить свои способности и возможности – вот что является приоритетным на зимней дороге. Толика сомнений и – однозначный отказ от движения на зимней дороге! На «авось» надеяться не следует!

Удобная одежда и обувь

На первый взгляд, мелочное требование? Нет! Комфорт за рулем позволяет: с одной стороны, чувствовать себя уверенно; с другой, – не отвлекаться на досадные мелочи.

Врезающийся в тело ремешок или пояс, не позволяющий спокойно и размеренно дышать; сапоги на высокой «шпильке», не дающие возможности нормально давить на управляющие педали автомобиля; одежда с капюшоном или меховым воротником, загораживающие обзор водителю; прочие неудобства сделают передвижение на автомобиле неинформативным и небезопасным.

Функциональная готовность водителя (курсы экстремального вождения)

Очень большую роль в правильности действий водителя в суровых зимних условиях является функциональная готовность, то есть четкое осознание методики и алгоритма действий при возникновении опасных ситуациях. Большую роль в этом играют так называемые «курсы экстремального вождения», являющиеся элементом дополнительной подготовки водителей.

Основы управления ТС на скользкой дороге, выход из заноса, управляемый занос, тактика торможения и т.п. – все это желательно пройти под наставничеством профессионального инструктора-экстремала в специализированном образовательном учреждении (например, автошколе) в рамках спецкурса.

Основы управления транспортным средством в зимних условиях

Есть самые элементарные, общеизвестные и общепринятые правила и принципы поведения водителя на зимней дороге. Вот они.

Безопасное пространство

Безопасное пространство вокруг ТС – это слагаемые безаварийной езды. Дистанция до впереди двигающегося авто, боковые попутный или встречный интервалы – это те показатели безопасности, которые в активном режиме (непосредственно) может контролировать сам водитель. Максимальная дистанция и максимальный интервал на зимней дороге – главное правило. И если с интервалами понятно (их размер определяется шириной проезжей части и полос движения), то какой должна быть дистанция, чтобы считать ее безопасной?

Существует несложная методика расчета. Безопасной считается дистанция, которую проедет автомобиль за две секунды (с учетом коэффициента скольжения). Проведем подсчет. При скорости движения в 90 км/ч за 2 сек. авто проедет примерно 50 м (90000/3600=25; 25*2=50). Это правило работает для сухого асфальтобетонного покрытия. Для скользкой дороги вводим коэффициент 8 и получаем 400 метров (50*8=400).

Следовательно, двигаясь по типично зимней дороге в условиях гололеда, водитель должен держаться от своего впереди двигающегося коллеги на расстоянии не менее 400 м. Это безопасная дистанция.

А вот дистанция до сзади двигающегося авто напрямую автолюбителю неподвластна. Но влиять на ситуацию он все равно может. К примеру, «прижимающееся» сзади ТС можно вынудить совершить опережение или обгон путем собственного снижения скорости. Не желая двигаться в таком малом темпе, водитель-торопыга укатит вперед. И – проблема решена!

Правильное торможение

Правильная тактика торможения – вторая основа безопасности зимой (особенно, если ваше авто не оснащено системами активной безопасности).

Водитель должен понимать и принимать принципиальный отказ от резкого (экстренного) торможения на зимней дороге (за исключением случаев предотвращения ДТП). И, напротив, – применять тактику торможения «двигателем» (с включенными передачей и сцеплением).

Тотальный контроль за пешеходами

Уверование пешеходами своего приоритета на пешеходном переходе – плохое подспорье в деле обеспечения безопасности движения. И водитель должен это учитывать. Поэтому движение в таких условиях нужно сопровождать умением «думать за других».

Методика только одна: при приближении к пешеходному переходу или пешеходу, двигающемуся по дороге (пусть и с нарушением норм ПДД), целесообразно снижать скорость и быть особенно предусмотрительным. Наезд на пешехода всегда легче предупредить, чем впоследствии разбираться в степени виновности каждого участника ДТП. Априори виноват будет водитель – такова установка работников ДПС и судебных инстанций.

Выполнение маневров (поворотов, разворотов, перестроений и пр.)

На зимней дороге при выполнении маневров, связанных с изменением режима или направления движения, важно избежать потери сцепления колес с дорогой, схода с предполагаемой траектории и ухода в занос. Для этого необходимо выполнение следующего алгоритма действий:

  1. снижение скорости путем торможения «двигателем»;
  2. включение пониженной передачи;
  3. отказ от резких ускорений и торможений в процессе выполнения маневров.

Овладение активной тактикой выхода из заноса

При отсутствии систем активной безопасности важно овладеть правильным алгоритмом действий для вывода автомобиля из заноса. Тактика зависит от типа трансмиссии автомобиля (или привода).

  1. На переднеприводном транспортном средстве следует, слегка увеличив подачу топлива педалью акселератора, скорректировать траекторию движения рулевым колесом.
  2. На заднеприводном автомобиле, напротив, – ослабить давление на педаль акселератора, одновременно повернув рулевое колесо в направлении заноса.
  3. Автомобиль с полноприводной трансмиссией (внедорожник) управляется в условиях заноса по методике заднеприводного, но при выравнивании траектории (в момент выхода из заноса) применяется тактика переднеприводного (слегка увеличивается нажатие на педаль газа).

Основы «зимней» безопасности: вместо заключения

Итак, и водитель, и его транспортное средство должны быть готовы к зимней дороге. Это выражается в следующих характеристиках:

  1. техническая готовность автомобиля (зимняя резина; дополнительные системы безопасности);
  2. психологическая готовность водителя (уверенность и реальная потребность в управлении автомобилем на зимней дороге);
  3. функциональная готовность к экстремальному вождению (овладение алгоритмом действий, комфорт передвижения).

Главное, помнить, что зимняя дорога никогда не прощает ошибок!

Удачи и безаварийной езды!



Евгений Кертман



Рубрики





Вернуться наверх