«Прокати нас, Ванюша на...?» - или на чем будут теперь ездить россияне и россиянки?

В связи с проведением Россией специальной военной операции на территории Украины, автомобильный рынок пострадал не меньше других отраслей.
Из-за санкций некоторые крупные зарубежные автомобильные концерны приостановили поставки и продажи на территории РФ. Но с нами остались десятки иных марок и разрешён параллельный импорт. Так что машины на отечественном рынке есть, вопрос лишь в цене. Из-за нестабильной ситуации в мире, ценник на автомобили резко прыгнул вверх, а многие официальные дилеры даже публично не выставляют стоимость машины на сайтах.
Что же остаётся россиянам? На чём будем ездить?
На самом деле, список компаний, отказавшихся покинуть отечественный рынок, немаленький:
- Южнокорейские марки Hyundai, KIA, Genesis. Корейцы не просто остались в России, они продолжают производство на территории РФ (правда проблемой и здесь является сбой в логистике). В самом начале спецоперации деятельность концерна была ненадолго приостановлена, но только для того, чтобы наладить новые логистические цепочки. На данный момент заводы под Санкт-Петербургом и в Калининграде работают в обычном режиме и купить Hyundai Solaris или KIA Rio можно, хотя и не без проблем. Если есть деньги, конечно.
- Китайские марки Chery, Geely, Haval, GreatWall, Changan, GAC, Dongfeng, DFM, FAW тоже остались в России, несмотря на введённые санкции. Китайский автопром тоже вставал на паузу для наладки логистики, но теперь поставки возобновлены и даже завод Haval в Туле продолжает работу. Поэтому никаких проблем в том, чтобы купить автомобиль китайских марок быть не должно.
- Японские производители авто тоже остались в России. Это Mazda, Mitsubishi, Toyota, Lexus, Subaru. Данные производители не планируют уходить с российского рынка. Компании признают наличие проблем с логистикой и поставками запчастей, но обещают исправить ситуацию в ближайшие пару месяцев.
- Концерн Stellantis, объединяющий 14 компаний, также остался в России, несмотря на спецоперацию. В концерн входят Peugeot, Opel, Dodge, Maserati, Jeep, Fiat, Citroen, Chrysler, Alfa Romeo, Abarth, DS, Lancia, Ram Trucks, Vauxhall. Эти производители временно приостановили ввоз автомобилей в страну, но на заводах продолжается работа по сборке новых.
- Российский автопром тоже, конечно, с нами, но испытывает ряд проблем из-за недостатка комплектующих (прежде всего, электроники). Большую часть весны компания провела в корпоративном отпуске и теперь готовится к выпуску облегченных моделей с самым минимальным количеством электронных систем. К примеру, без ABS. УАЗ в Ульяновске также пробыл в корпоративном отпуске часть весенних месяцев, но при этом не останавливал отгрузку готовых транспортных средств.
Немаловажно, что в России с 6 мая действует список параллельного импорта, что означает, что автомобиль можно ввезти в РФ без разрешения производителя. Это правило коснулось Chevrolet, Honda, BMW, Renault, Volkswagen, Nissan, Lamd Rover, Mercedes, Audi, Suzuki, Volvo и других. Таким образом, все эти машины будут продаваться в России несмотря на санкции и ряд других ограничений. Так что если есть деньги и желание, то машину можно пригнать из-за границы. Тем более, что сейчас на рассмотрении находится законопроект, по которому предлагается установить льготную ставку для пошлины. Распространяться она будет на 1 автомобиль в 5 лет.
Как мы видим, автомобили на российском рынке есть и будут, но стоит ли покупать нового железного коня сейчас?
Специалисты не прогнозируют снижение цен на автомобили в обозримом будущем. Поэтому если есть такая потребность, покупать машину нужно сейчас. В идеале - без кредита. Или с ним, но обязательно с фиксированной ставкой, чтобы в случае чего не попасть на изменения процентов не в свою пользу.
Конечно самым логичным было бы выбрать автомобиль той марки, которая осталась в России. Так у вас не будет проблем с приобретением запчастей и обслуживанием по гарантии. Однако — проблемы не вечны, к тому же логистика без сомнений — скоро наладится, мы уверены. Так что — решение принимать конечно вам.
Может стоит немного подождать — особенно тем, кто уже на чем-то ездит (все-таки автомобиль — не хлеб и молоко, не пропадет) — а там глядишь, ситуация улучшится.
Некоторые российские компании бодровато заявили про новые проекты в легковом секторе (отметился здесь даже КАМАЗ). Московские властипытаются вновь реанимировать производство автомобилей под маркой «Москвич». Некоторые пытаются сразу замахнуться на электрические авто. Что ж — посмотрим через полгодика — что из всего этого «родится»...
Если говорить об общих продажах легковых авто, то спецоперация на Украине привела к весомейшему падению на 83,5% по сравнению с прошлым годом. В мае 2022 года дилеры продали лишь 24268 новых легковых автомобилей.
Главные причины такого результата — низкий спрос на машины из-за высоких цен, а также их дефицит у дилеров. Россияне весной этой года активно покупали Lada Granta (1 место). На втором месте с отставанием всего 200 машин — бывший лидер, Kia Rio. Топ-3 замыкает семейство Lada Vesta.
Самыми популярными у российских женщин в первой половине 2022 года стали автомобили KIA (25,1% сделок) и Hyundai (17,1%) – на них в общей сложности пришлась почти половина всех купленных машин. Европейские марки россиянки жалуют куда меньше: машины Skoda и BMW, занявшие третью и четвертую строчки соответственно, они выбирали в 8,6% и 6,2% случаев. Далее следуют LADA (5,8%), Renault (5,6%), Volkswagen (5%), Nissan (3,9%), Mitsubishi (3,6%) и Toyota (2,4%).
Диапазон выбора цвета автомобиля также не отличается многообразием. Примерно две трети сделок (72% в Москве, 67% в Санкт-Петербурге и 71% в регионах) пришлось на машины классических цветов и их оттенков: белый/кремовый, серебристый/серый и черный.
Подытоживая, можно сказать, что без «колес» россияне конечно же не останутся.
Женщина и Город