Почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь
Помните знаменитую картину Федора Решетникова «Опять двойка»? На ней вернувшийся из школы мальчуган стоит, отвернувшись и едва сдерживая слезы, под расстроенными и осуждающими взглядами матери и старшей сестры. Если эта картина порождает у вас в душе болезненный отклик, вероятно, вы либо сами страдали от родительской строгости в детстве, либо слишком хорошо понимаете изображенную на ней мать и ситуацию в целом. Ведь современные дети с каждым годом проявляют все меньше интереса к учебе. Причем если раньше проблема касалась в основном ребят постарше, то сегодня с категорическим нежеланием ребенка делать уроки нередко сталкиваются и родители младшеклассников.
Что делать, если это и ваш случай? Можно ли вернуть ребенку утраченный интерес к учебе? Что вообще можно изменить в такой ситуации?
- Разобраться в причинах. Все остальные пункты можно расставить практически в любом порядке, но вот данный всегда идет под грифом «во-первых». Именно от этого будет зависеть ваша дальнейшая тактика. Списать все на лень и непослушание очень просто, но что, если проблема иная – скажем, в полном отсутствии мотивации? Кроме того, нередко за нежеланием учиться скрывается длительный серьезный конфликт с кем-то из учителей или учеников. Тогда вообще все, что связано со школой, становится для ребенка таким стрессом, что сразу же отторгается. И вы можете ничего не знать о существовании этого конфликта, даже если не раз задавали прямые вопросы или искренне убеждены в том, что ребенок делится с вами всеми своими переживаниями. Только разобравшись в ситуации и оказав помощь (активными действиями или советом), вы получите шанс восстановить интерес сына или дочери к учебе.
- Попытаться мотивировать по-настоящему. В Советском Союзе дети могли верить в то, что именно хорошая учеба поможет им вырасти достойными гражданами и чего-то добиться в жизни. Но убедить современного ребенка в том, что хорошие оценки являются залогом более успешной взрослой жизни, – задача непростая. Особенно если мы сами в это не очень-то верим. А чем старше становится ребенок, тем больше он видит примеров того, как бывшие двоечники и троечники отлично устраиваются в жизни, в то время как отличники порой буквально прозябают в нищете. Кому охота часами сидеть над скучными «домашками», если можно преуспеть и без этого? Если причина в этом, ваш ребенок с готовностью назовет вам своих кумиров. Действительно, на чем только люди сейчас не делают деньги – вплоть до видеопрохождений компьютерных игр. Важно доступно объяснить ребенку, что, пусть в современном мире возможности для заработка действительно практически безграничны, успех приходит далеко не ко всем. И даже не ко всем, кто изо всех сил старается его добиться. Так что неплохо было бы иметь и «скучный» запасной путь на случай, если его чудесные задумки не увенчаются успехом.
- Не пытаться заставить учиться насильно. Пользы от «силовых» методов чаще всего едва ли больше, чем никакой. Таким способом можно разве что унять свою родительскую тревогу: вроде как активные действия предприняты, все под контролем. Но как вы думаете, с чем после этого начнет ассоциироваться у ребенка учеба? По всей вероятности, с чем-то вроде тюрьмы! При первой же возможности вырваться из-под контроля ребенок это сделает, а интерес к учебе, скорее всего, будет потерян уже навсегда.
- Не давить и не требовать слишком многого. Необходимо признать: отличником и даже хорошистом может стать не каждый ребенок. Наши способности определяются генетикой, а значит, фактически волей случая. Кому-то для хорошей учебы не хватает интеллекта, кому-то – усидчивости. Если у вашего ребенка что-то совсем не получается, не будьте к нему слишком строги и найдите способ помочь. Но внимание сконцентрируйте на предметах, которые даются ему лучше других, и вообще на любых его талантах, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни.
- Спросить, какая помощь требуется. Если ребенок не хочет учиться, потому что давние пробелы в знаниях мешают ему осваивать новые темы, вероятно, самым лучшим решением будет засесть за учебники вместе с ним или нанять репетитора. Ждать, что плохо успевающий ученик разберется с большим пластом незнакомого и непонятного материала самостоятельно, – примерно то же самое, что верить в Деда Мороза. Разве что ваш ребенок отстал по причине долгой болезни, а раньше всегда показывал отличные результаты. Если же все дело в несобранности ребенка, возможно, стоит обучить его азам тайм-менеджмента? Или договориться, что вы будете контролировать его в доброжелательной форме, чтобы он не отвлекался слишком сильно на внешние раздражители? Можно, например, просто заниматься каждый своими делами, сидя рядом. Скажем, вы читаете книгу (чистите картошку, пишете отчет, вышиваете), а он делает уроки.
- Понять, не перегружен ли ваш ребенок. Кружки и спортивные секции – это, конечно, очень здорово, но дети не должны уставать больше, чем тяжело работающие взрослые. Особенно если посещение дополнительных занятий происходит не по инициативе самого ребенка. Если он не справляется с нагрузкой, ее необходимо уменьшить за счет кружков и секций... либо снизить требования к учебе. Иначе страдать будет и то, и другое, причем с каждым месяцем все сильнее. Если же ребенок сам рвется на дополнительные занятия, нужно серьезно поговорить с ним о том, что учеба в школе – это тоже важно. И вместе придумать какой-либо компромиссный вариант.
- Заинтересовать. Изучать физику или химию по школьным учебникам – то еще «удовольствие» (вряд ли вы сами считаете иначе). К счастью, на ютьюбе можно найти немало образовательных каналов, где при помощи инфографики и занимательных видеороликов школьные предметы объясняются в простой, легкой для усвоения и, главное, увлекательной форме.
- Объяснить, что трудности и неудачи – это нормально. И заодно напомнить об этом себе, если вдруг вы сами страдаете «синдромом отличника». От себя мы имеем требовать что угодно, хоть невозможное, но к ребенку обязаны быть более лояльными, чтобы он не рухнул под грузом наших завышенных ожиданий. Постоянный страх перед ошибками – мощнейший демотиватор, и не только в том, что касается учебы. Если ребенок придет к выводу, что проще вообще ничего не делать, чем пытаться и терпеть неудачу, его дальнейшая жизнь вряд ли сложится удачно. А чем дольше он проживет с таким убеждением, тем труднее окажется его перевоспитать.
И наконец, если вы видите, что не справляетесь сами, лучше всего показать ребенка детскому психологу. На худой конец, школьному. В действительно запущенных случаях, когда чадо в буквальном смысле отбилось от рук и разрушает свою жизнь, лучше не пренебрегать помощью квалифицированного специалиста…
Александра К.
Женщина и Город