Поиск по метро

Почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь

от 20.07.2017
Почему ребенок не хочет учиться и как ему помочь

Помните знаменитую картину Федора Решетникова «Опять двойка»? На ней вернувшийся из школы мальчуган стоит, отвернувшись и едва сдерживая слезы, под расстроенными и осуждающими взглядами матери и старшей сестры. Если эта картина порождает у вас в душе болезненный отклик, вероятно, вы либо сами страдали от родительской строгости в детстве, либо слишком хорошо понимаете изображенную на ней мать и ситуацию в целом. Ведь современные дети с каждым годом проявляют все меньше интереса к учебе. Причем если раньше проблема касалась в основном ребят постарше, то сегодня с категорическим нежеланием ребенка делать уроки нередко сталкиваются и родители младшеклассников.

Что делать, если это и ваш случай? Можно ли вернуть ребенку утраченный интерес к учебе? Что вообще можно изменить в такой ситуации?

  1. Разобраться в причинах. Все остальные пункты можно расставить практически в любом порядке, но вот данный всегда идет под грифом «во-первых». Именно от этого будет зависеть ваша дальнейшая тактика. Списать все на лень и непослушание очень просто, но что, если проблема иная – скажем, в полном отсутствии мотивации? Кроме того, нередко за нежеланием учиться скрывается длительный серьезный конфликт с кем-то из учителей или учеников. Тогда вообще все, что связано со школой, становится для ребенка таким стрессом, что сразу же отторгается. И вы можете ничего не знать о существовании этого конфликта, даже если не раз задавали прямые вопросы или искренне убеждены в том, что ребенок делится с вами всеми своими переживаниями. Только разобравшись в ситуации и оказав помощь (активными действиями или советом), вы получите шанс восстановить интерес сына или дочери к учебе.
  2. Попытаться мотивировать по-настоящему. В Советском Союзе дети могли верить в то, что именно хорошая учеба поможет им вырасти достойными гражданами и чего-то добиться в жизни. Но убедить современного ребенка в том, что хорошие оценки являются залогом более успешной взрослой жизни, – задача непростая. Особенно если мы сами в это не очень-то верим. А чем старше становится ребенок, тем больше он видит примеров того, как бывшие двоечники и троечники отлично устраиваются в жизни, в то время как отличники порой буквально прозябают в нищете. Кому охота часами сидеть над скучными «домашками», если можно преуспеть и без этого? Если причина в этом, ваш ребенок с готовностью назовет вам своих кумиров. Действительно, на чем только люди сейчас не делают деньги – вплоть до видеопрохождений компьютерных игр. Важно доступно объяснить ребенку, что, пусть в современном мире возможности для заработка действительно практически безграничны, успех приходит далеко не ко всем. И даже не ко всем, кто изо всех сил старается его добиться. Так что неплохо было бы иметь и «скучный» запасной путь на случай, если его чудесные задумки не увенчаются успехом.
  3. Не пытаться заставить учиться насильно. Пользы от «силовых» методов чаще всего едва ли больше, чем никакой. Таким способом можно разве что унять свою родительскую тревогу: вроде как активные действия предприняты, все под контролем. Но как вы думаете, с чем после этого начнет ассоциироваться у ребенка учеба? По всей вероятности, с чем-то вроде тюрьмы! При первой же возможности вырваться из-под контроля ребенок это сделает, а интерес к учебе, скорее всего, будет потерян уже навсегда.
  4. Не давить и не требовать слишком многого. Необходимо признать: отличником и даже хорошистом может стать не каждый ребенок. Наши способности определяются генетикой, а значит, фактически волей случая. Кому-то для хорошей учебы не хватает интеллекта, кому-то – усидчивости. Если у вашего ребенка что-то совсем не получается, не будьте к нему слишком строги и найдите способ помочь. Но внимание сконцентрируйте на предметах, которые даются ему лучше других, и вообще на любых его талантах, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни.
  5. Спросить, какая помощь требуется. Если ребенок не хочет учиться, потому что давние пробелы в знаниях мешают ему осваивать новые темы, вероятно, самым лучшим решением будет засесть за учебники вместе с ним или нанять репетитора. Ждать, что плохо успевающий ученик разберется с большим пластом незнакомого и непонятного материала самостоятельно, – примерно то же самое, что верить в Деда Мороза. Разве что ваш ребенок отстал по причине долгой болезни, а раньше всегда показывал отличные результаты. Если же все дело в несобранности ребенка, возможно, стоит обучить его азам тайм-менеджмента? Или договориться, что вы будете контролировать его в доброжелательной форме, чтобы он не отвлекался слишком сильно на внешние раздражители? Можно, например, просто заниматься каждый своими делами, сидя рядом. Скажем, вы читаете книгу (чистите картошку, пишете отчет, вышиваете), а он делает уроки.
  6. Понять, не перегружен ли ваш ребенок. Кружки и спортивные секции – это, конечно, очень здорово, но дети не должны уставать больше, чем тяжело работающие взрослые. Особенно если посещение дополнительных занятий происходит не по инициативе самого ребенка. Если он не справляется с нагрузкой, ее необходимо уменьшить за счет кружков и секций... либо снизить требования к учебе. Иначе страдать будет и то, и другое, причем с каждым месяцем все сильнее. Если же ребенок сам рвется на дополнительные занятия, нужно серьезно поговорить с ним о том, что учеба в школе – это тоже важно. И вместе придумать какой-либо компромиссный вариант.
  7. Заинтересовать. Изучать физику или химию по школьным учебникам – то еще «удовольствие» (вряд ли вы сами считаете иначе). К счастью, на ютьюбе можно найти немало образовательных каналов, где при помощи инфографики и занимательных видеороликов школьные предметы объясняются в простой, легкой для усвоения и, главное, увлекательной форме.
  8. Объяснить, что трудности и неудачи – это нормально. И заодно напомнить об этом себе, если вдруг вы сами страдаете «синдромом отличника». От себя мы имеем требовать что угодно, хоть невозможное, но к ребенку обязаны быть более лояльными, чтобы он не рухнул под грузом наших завышенных ожиданий. Постоянный страх перед ошибками – мощнейший демотиватор, и не только в том, что касается учебы. Если ребенок придет к выводу, что проще вообще ничего не делать, чем пытаться и терпеть неудачу, его дальнейшая жизнь вряд ли сложится удачно. А чем дольше он проживет с таким убеждением, тем труднее окажется его перевоспитать.

И наконец, если вы видите, что не справляетесь сами, лучше всего показать ребенка детскому психологу. На худой конец, школьному. В действительно запущенных случаях, когда чадо в буквальном смысле отбилось от рук и разрушает свою жизнь, лучше не пренебрегать помощью квалифицированного специалиста…



Александра К.
Женщина и Город


Вернуться наверх