Поиск по метро

Обучаем ребенка азам тайм-менеджмента

от 05.05.2017
Обучаем ребенка азам тайм-менеджмента

Вопрос, с какого возраста нужно обучать ребенка тайм-менеджменту, не имеет единственно верного ответа. Все зависит от того, когда именно ваш ребенок впервые сталкивается с необходимостью в планировании времени. А происходит это обычно не раньше, чем у него появляются первые собственные обязанности. Например, младшекласснику, если он быстро справляется с учебой, не посещает серьезных дополнительных занятий и пока особо не привлекается к домашним делам, лучше позволить жить в комфортном для него темпе. Детство у современных малышей и без того слишком быстро заканчивается, дайте ему возможность хотя бы немного насладиться этой беззаботной порой. Тайм-менеджмент нужен в первую очередь тем детям, которые с повседневными задачами справляются плохо, из-за чего не успевают выполнять даже самые важные из дел.

С чего начать?

Сформируйте у ребенка четкое и адекватное представление о том, какова иерархия его обязанностей – проще говоря, какие из его дел самые важные, а какими в случае нехватки времени можно и пренебречь. Традиционно самая главная обязанность школьника – прилежно учить уроки, но бывают и другие ситуации. Например, в семье растет будущий спортсмен или музыкант – в этом случае тренировки и игра на музыкальном инструменте оттесняют домашние задания на второй план. Или, скажем, ребенок является старшим в многодетной семье – тогда помощь матери по хозяйству может на время стать его приоритетом.

Вопросы времени

Многие из нас, увы, почему-то называют тайм-менеджментом жизнь в постоянной спешке. Однако трудно придумать другие настолько далекие друг от друга понятия. Ведь управлять своим временем необходимо в первую очередь как раз для того, чтобы никуда не приходилось спешить. Нет ничего хуже, чем постоянно дергать ребенка требованиями делать все быстрее: это приведет его лишь к жизни в постоянном стрессе. Дети, не поспевающие за требованиями своих родителей, чаще страдают различными психоэмоциональными проблемами. У них нарушается сон, повышается нервная возбудимость, снижается успеваемость в школе.

Поэтому необходимо обязательно учитывать особенности своего ребенка. Для начала понаблюдайте за ним: сколько времени он тратит на уроки, еду, игру, дорогу из школы, различные домашние обязанности? Если в чем-то он излишне медлителен, попробуйте вместе с ним разобраться, почему так происходит. Иногда выполнение каких-то задач действительно можно ускорить – например, выключать телевизор, чтобы ребенок не отвлекался на него во время подготовки домашнего задания. Но учтите, что некоторые процессы ускорять не следует. К примеру, путь из школы домой занимает у ребенка полчаса, в то время как вы уверены, что дойти можно и за 15 минут. Поговорив с ним, вы можете выяснить, что он провожает домой кого-то из друзей или, скажем, наблюдает за птицами в парке. Если в этих 15 минутах нет такой уж серьезной необходимости, нужно подумать дважды, прежде чем требовать, чтобы ребенок возвращался домой сразу же после школы. Возможно, именно от этой несчастной четверти часа зависит его душевный комфорт на несколько часов вперед. Учитывайте и то, что возможности ребенка зачастую зависят от его возраста. Не ждите, что девятилетняя дочь будет чистить картошку с той же скоростью, что и вы.

Если ребенок постоянно ничего не успевает, возможно, дело не в его медлительности, а в том, что он перегружен. Вырастить вундеркинда, который успевает посещать занятия по испанскому языку, художественную школу, бассейн и танцы, – это, конечно, здорово, но только если ребенок действительно справляется с такой нагрузкой и это не приносит вреда его здоровью. А под последним, напомним, понимается не только физическое, но и духовное благополучие. Ребенка, который вынужден постоянно жить в спешке, просто необходимо хотя бы немного разгрузить. Кроме того, если дать ему право выбрать занятия по душе, то проблема излишней медлительности может исчезнуть сама собой.

Рабочее место

Внимание у ребенка гораздо менее устойчиво, чем у взрослого. Если на его рабочем месте слишком много предметов, он будет против воли постоянно отвлекаться на них. Поэтому уже с первого класса нужно научить его поддерживать рабочий стол в порядке.

Кроме того, ребенка, которому трудно удерживать все задачи на день в голове, необходимо научить вести органайзер. Это может быть тетрадь, большой лист бумаги, программа в смартфоне – что угодно, лишь бы он мог фиксировать там свои дела. Можно, к примеру, одним цветом отмечать кружки и секции, другим – обязанности по дому, третьим – какие-то важные разовые дела (пополнить запас тетрадей в клетку, поздравить с днем рождения бабушку). Многим детям нравится сам процесс проставления галочек напротив выполненных задач, а другие получают огромное удовольствие, украшая свой органайзер. Кстати, на «ютьюбе» можно найти множество видеороликов с интересными идеями, в том числе созданных школьниками для ровесников.

«Контрольные точки» и поглотители времени

И на выполнении домашнего задания, и на чистке картошки для ужина ребенку будет проще сконцентрироваться, если дать ему четко понять: как только задача будет выполнена, он сможет заняться своими делами. Главное – не забывать о контроле качества его работы, иначе он может привыкнуть любую обязанность выполнять небрежно, чтобы только от него скорее отвязались.

Очень важно разобраться с так называемыми поглотителями времени. Это все то, на что ребенок регулярно отвлекается – к примеру, мобильный телефон или планшет. Приучите ребенка оставлять гаджеты в стороне, когда он садится за уроки (лучше всего – в другой комнате). И уж точно не стоит разрешать ему совмещать подготовку домашнего задания с просмотром телевизора.

Зверинец тайм-менеджмента

В классификации неприятных дел существует два вида с забавными названиями: «слоны» и «лягушки». Первые – это очень большие и сложные задачи, за которые страшно не хочется браться, потому как не совсем понятно, откуда вообще начинать. Вторые – это задачи как большие, так и совсем крохотные, но настолько ненавистные, что их все время хочется отложить на потом. Такая забавная классификация зачастую помогает ребенку проще выявлять проблемные дела и лучше с ними справляться. «Слонов» нужно всего-то есть по кусочкам, ведь абсолютно любую проблему можно разложить на простые и понятные шаги. «Лягушек» лучше всего ловить и глотать как можно быстрее, потому что после этого можно вздохнуть с облегчением и спокойно жить дальше. Предложите ребенку вспомнить, как он чувствовал себя, когда тянул с выполнением неприятного дела до последнего. Насколько это отравляло ему жизнь? И насколько лучше он чувствовал бы себя, если бы сделал необходимое сразу и мог больше об этом не думать?

Своими глазами

Но всех этих задач будет решительно невозможно добиться, если примером для ребенка не станут сами родители. Пусть он наглядно видит, как справляетесь с делами вы. Семейное планирование – тоже отличный шаг. К примеру, вы договариваетесь, что вот сейчас ребенок делает домашнее задание, вы смотрите видеоурок, а папа жарит картошку. А в восемь вечера вы все вместе садитесь смотреть фильм. Кто не успел, тот опоздал! И да, ребенок обязательно должен видеть преимущества тайм-менеджмента своими глазами. Угадайте, что случится, если единственным результатом его успехов станет возросшее количество обязанностей? Правильно, ребенок быстро научится пользоваться «тайм-менеджментом наоборот». Поэтому очень важно, чтобы одним из последствий грамотного планирования времени стало увеличение именно свободных часов. Или хотя бы тех, которые ребенок может потратить на приятные и интересные ему дела. Например, он уже посещает спортивную секцию и мечтает брать уроки игры на бас-гитаре, но на это никогда не хватает времени. Если у него появится дополнительный свободный час в день, вполне вероятно, что ребенок использует его именно для осуществления мечты.



Александра К.
Женщина и Город


Вернуться наверх