Что делать если учитель невзлюбил ребенка

Школьные проблемы вашего ребенка могут касаться не только учебы, но и взаимоотношений в коллективе ― и эта разновидность зачастую оказывается гораздо более серьезной. Ведь отношения могут не сложиться не только с кем-то из одноклассников, но и с преподавателем. И если в первом случае ребенок зачастую способен разобраться с проблемой сам, то во втором нередко требуется вмешательство родителей. Ведь общение детей между собой происходит примерно на равных, в то время как педагог обладает над ними некоторой властью.
Ребенок ли жалуется на несправедливое отношение к нему учителя, учитель ли сетует на неприемлемое поведение ребенка, недостаточный уровень усердия или знаний ― итог один: нужно разбираться.
Доверяйте, но проверяйте!
Никогда не забывайте, что каждый видит конфликт только со своей стороны, в то время как в нем их всегда минимум две. Современные психологи утверждают, что все мы собственное поведение склонны объяснять внешними обстоятельствами, в то время как чужое кажется нам проявлением личных качеств. Проще говоря, если мы сами кому-то нагрубили, то всему виной усталость, неприятности на работе и ссора с мамой, а если нам кто-то нагрубил, значит, такой вот он невежливый человек и явно плохо к нам относится. Слегка утрированно, конечно, но точно так же этот закон объясняет и конфликты между учителями и учениками. Если ученик постоянно вертится и не слушает объяснений учителя, тот обвинит его в невнимательности и неумении вести себя на уроке, в то время как сам ребенок будет уверен, что его отвлекали другие, да и вообще, как тут сосредоточишься на уроке, если все мысли только о грядущем обновлении в любимой онлайн-игре?
Поэтому всегда, абсолютно всегда вы должны выслушать обе версии. Даже если преподаватель уже не первый раз придирается к вашему ребенку и вы считаете, что незаслуженно. Возможно, именно в этот раз он действительно имеет на это веские основания. И пусть даже вы лишь убедитесь в том, что педагог снова неправ, возможно, побеседовав с ним, вы поймете, где искать ключ к решению проблемы.
Школьные учителя ― живые люди со своими достоинствами и недостатками, они так же часто бывают необъективны и предвзяты, как и все остальное человечество. И все же в не заладившихся отношениях с учеником вина ребенка очень редко составляет 0%. Конечно, бывают и исключительные случаи. Например, ваша дочь ― милая, безукоризненно воспитанная девочка, твердо знающая предмет, вся «вина» которой состоит в том, что она смеет учиться лучше дочери своей учительницы. Или, к примеру, преподавательница ― глубоко несчастная женщина с неустроенной личной жизнью, всеми фибрами души ненавидящая красивых старшеклассниц и устраивающая им настоящую травлю. Бывают и более оригинальные истории: учитель обожает «ставить на место» потенциальных медалистов, считая, что совершает благое дело, отсеивая недостойных, а на самом деле просто предъявляя к ним университетские требования.
Но на самом деле такие случаи редки. Гораздо чаще конфликты возникают как минимум по обоюдной вине. Например, у преподавателя высокие требования и нелегкий характер, а ребенок усугубляет ситуацию, вступая с ним в пререкания. Или считает его предмет маловажным и не хочет как следует учить ― а преподаватель обязан вложить в его голову какие-никакие знания, даже если сам относится к предмету скептически.
Работа над ошибками
Даже если вы считаете, что ваш ребенок ни в чем не виноват, с ним все равно придется провести беседу, и не раз. Объясните ему, что на жизненном пути любой человек встречает самых разных людей, в том числе злых, предвзятых или несчастных, «восстанавливающих справедливость» путем унижения тех, кто слабее. Сегодня это учитель, а завтра может быть начальник, теща, свекровь. Он должен знать, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы не сделать себе хуже, и когда действительно стоит отстаивать свои права, а когда будет благоразумнее промолчать.
Если ребенок пытается «мстить» невзлюбившему его преподавателю с помощью плохой учебы или поведения, объясните ему, что наказывает он этим в первую очередь себя. Сомневаясь в объективности выставляемых учителем оценок, можно нанять репетитора, который поможет не только вашему ребенку подтянуть проблемный для него предмет, но и вам разобраться, действительно ли дело в недостаточных знаниях. Если вы не сомневаетесь в компетентности репетитора, но после занятий с ним успеваемость ребенка не повышается, значит, причину проблем стоит искать вовсе не в невыученных уроках. Либо преподаватель на редкость предвзят и его не устроит даже высочайший уровень знаний, либо ребенок сознательно отказывается демонстрировать ему свои успехи. В обоих случаях нужно выяснить истинную причину конфликта.
На высшем уровне
Увы, не каждый конфликт можно разрешить без вмешательства третьих лиц. Иногда приходится обращаться к директору или даже в вышестоящие инстанции. Если похожие проблемы с этим конкретным учителем возникли и у других детей, можно подать общую жалобу. Здесь пригодятся любые доказательства обоснованности претензий ― например, диктофонные записи разговоров. Но перед тем, как подвергать ситуацию такой огласке, убедитесь, что вы испробовали и другие средства. После этого школьная жизнь вашего ребенка, скорее всего, уже никогда не будет прежней, ведь об инциденте быстро узнают все. Если учитель действительно совершает что-то ужасное (унижает, оскорбляет детей, подвергает их физическому или, не дай бог, сексуальному насилию) и при этом не пользуется любовью среди коллег, есть шанс, что большинство встанет на сторону вашего ребенка. Но если это заслуженный преподаватель, которого уважают коллеги, родители и ученики, и коса нашла на камень только в вашем конкретном случае, будь этот человек хоть сто раз неправ, вы рискуете настроить против себя и своего ребенка всю школу. Вместо того, чтобы решить проблему, вы создадите гораздо большую. Поэтому чем меньшее число людей будет вовлечено в ваш конфликт, тем лучше.
Помните, что главная цель работы над проблемой ― не запугать или наказать педагога или ребенка (в зависимости от того, кого вы считаете виноватым), а прийти к консенсусу и решить проблему так, чтобы она больше никогда не возникла вновь.
Александра К.
Женщина и Город