Поиск по метро

Развитие ребенка по системе Марии Монтессори

от 03.07.2017
Развитие ребенка по системе Марии Монтессори

Система Марии Монтессори – одна из самых популярных и востребованных на сегодняшний день воспитательных систем, и неудивительно. Ведь ее суть состоит в том, чтобы создать для ребенка комфортную среду, в которой он может максимально самостоятельно познавать мир. Задача родителя – всего лишь облегчить познание и сделать его безопасным, а вовсе не прямое руководство этим процессом. Главное требование к родителю или педагогу здесь – они не должны мешать процессу развития ребенка. Некоторые скептики отказываются верить в эффективность такого подхода, они уверены, что маленькие дети не станут ни чему учиться, если не заставлять их специально. Однако практика показывает обратное…

Немного истории

Мария Монтессори (1870–1952) – одна из первых женщин в Италии, добившихся степени доктора наук, а также одна из первых женщин в этой стране, которая смогла получить диплом врача. Начинала она с работы над программой обучения детей с нейропсихическими заболеваниями, в том числе умственно отсталых. Возглавив Ортофренический институт в Риме, она разработала специальную методику развития таких детей. Вскоре во время экзаменов, которые ее подопечные сдавали вместе с другими младшеклассниками, комиссия с удивлением обнаружила, что в навыках счета, чтения и письма они превосходят своих здоровых ровесников! Однако сама Мария вместо того, чтобы обрадоваться, пришла в ужас. Ведь это открытие ясно говорило о том, насколько в таком случае безграмотно построено традиционное обучение здоровых детей. С тех пор делом всей ее жизни стала работа над новой системой, вошедшей в историю под названием педагогики Монтессори.

О международном признании ее заслуг свидетельствует уже хотя бы то, что ЮНЕСКО называет ее одним из четырех человек, которые определили направление педагогического мышления в XX веке (наряду с нашим знаменитым соотечественником Антоном Макаренко). Сама Мария Монтессори утверждала, что «образование – это оружие мира».

Впитывающий разум и другие особенности детской психики

В своих научных исследованиях доктор Монтессори обнаружила, что детский разум принципиально отличается от взрослого. Неустойчивость внимания ребенка, которую многие считают обычным делом, свидетельствует лишь о том, что его не сумели заинтересовать. Но стоит только сделать это – и он будет развиваться сам, не нуждаясь ни в наставниках, ни тем более в «надсмотрщиках». Легко сфокусировавшись на какой-то деятельности, он будет долго и с удовольствием ей заниматься, ни на что не отвлекаясь. Взрослый в системе Монтессори выступает скорее в качестве наблюдателя и помощника, чем прямого наставника. Он не навязывает ребенку какой-то конкретный вид деятельности, а помогает – при необходимости – разобраться в том, что тот выбрал сам. Впитывающий разум – вот то, что позволяет детям быть невероятно эффективными в познании окружающего мира. В отличие от взрослых, приобретающих знания сознательно и целенаправленно, малыши просто свободно впитывают все, из чего складывается их непосредственное окружение, словно губки.

Однако для того, чтобы способности ребенка к обучению могли проявиться в полной мере, необходимо создать для него так называемую подготовленную среду. Именно ее мы видим в детских садах, работающих по методике Марии Монтессори. В специально созданных для развития условиях ребенок познает мир быстрее, эффективнее и с гораздо большим удовольствием. В просторных светлых помещениях дети не сидят за партами, а могут свободно переставлять столики и стулья, расстилать коврики именно там, где им это удобнее всего.

Основа обучения – это практика, а не теория, и оно происходит главным образом через «открытия». Ребенок имеет свободный доступ к специально разработанным материалам, которые не только максимально способствуют его развитию, но и привлекательно выглядят и уже этим способны вызвать его интерес. Малыш сам выбирает, чем будет заниматься сейчас, а чем потом. В детских садах каждое дидактическое пособие имеется в единственном экземпляре, поэтому детям приходится учиться договариваться. И ссор, как ни странно, обычно не возникает. Наоборот, малыши с удовольствием возятся с пособиями вместе, причем старшие с готовностью обучают младших. Практика показывает, что дети, обучающиеся по системе Монтессори, быстрее и проще осваивают технику чтения, счета и письма, а также легче договариваются друг с другом.

Критика и недостатки

Увы, у системы Монтессори имеются и недостатки, о которых говорят гораздо реже, чем о достоинствах. Знать о них необходимо, чтобы решить, подходит ли эта система именно для вашего малыша.

Во-первых, классическая педагогика Марии Монтессори, делая упор на развитие аналитического мышления, практически полностью игнорирует мышление творческое. По какой-то причине создательница этой системы сочла спонтанные ролевые и подвижные игры не только бесполезными для ребенка, но даже тормозящими его развитие. Признавала она лишь игры развивающие, интеллектуальные. Кроме того, художественное творчество она также категорически не поощряла. Справедливости ради стоит отметить, что в современных детских садах, работающих по системе Монтессори, обычно все же организованы игровые комнаты. Кроме того, в детском саду малыши в любом случае проводят далеко не весь день.

Во-вторых, отправившись после специализированного детского сада в обычную школу, ребенок может оказаться не готов к царящей там строгости и дисциплине. Ведь там придется сидеть за партой и заниматься лишь тем, что в данный момент предлагает учитель. С другой стороны, с этой проблемой точно так же вынуждены справляться и дети, которые вообще не посещали детский сад и к дисциплине не привыкли. Так что со временем ребенок в любом случае перестроится и привыкнет к новым правилам.

В любом случае, отдавать ребенка в специализированный детский сад вовсе не обязательно. Достаточно взять из системы Монтессори именно те элементы, которые вам пришлись по душе, и свободно применять их в воспитании своего малыша.



Александра К.
Женщина и Город



Вернуться наверх