После трех уже поздно?
Ребенка, не достигшего трех лет, принято считать сущим несмышленышем и не воспринимать всерьез. Он мало знает и еще меньше понимает, с ним можно вести только самые простые разговоры, а его память даже воспоминания об этом периоде вряд ли сохранит. Многие родители не учат детей этого возраста даже буквам, не говоря уже о более сложных вещах.
Однако современные исследования свидетельствуют, что мы недооцениваем способности и возможности маленького ребенка. До трех лет он обладает таким потенциалом к обучению, который нам, взрослым, и не снился. И именно в этом возрасте закладывается тот фундамент, на котором впоследствии будет строиться все остальное. Самое активное образование связей между нервными клетками происходит до 3 лет; все более позднее развитие основывается уже на этой базе. А значит, именно этот возраст наиболее благоприятен для обучения ребенка.
Как мы убиваем в детях жажду познания
С тем, что все, что мы предлагаем ребенку, должно подходить для его возраста, не поспоришь. Но всегда ли мы правильно определяем критерии «подходящего» и «неподходящего»? В одном японском детском саду среди детишек младшего возраста провели эксперимент, чтобы выяснить, какая музыка больше всего им нравится. Первое место заняла Пятая симфония Бетховена, на втором оказалась популярная музыка, которую крутили по радио, а детские песенки неожиданно заняли последнее!
Маленькие дети демонстрируют интерес к самым разным вещам — по сути, ко всему, что видят вокруг, потому что все для них одинаково удивительно, ново и непонятно. И именно сейчас при правильном подходе можно на всю жизнь сформировать у них любовь к учебе как к самому увлекательному в мире занятию. Но если вместо того, чтобы помогать познавать мир, постоянно говорить ребенку «нельзя!», если все детство давать ему взаимодействовать только с игрушками (пусть даже развивающими), то его любовь к познанию постепенно умрет. Останется только стремление развлекаться. Ведь окружающий мир содержит в себе невообразимый потенциал для развития ребенка, в то время как игрушки никогда не дадут ему подняться выше определенного уровня.
По этой же причине нельзя разговаривать с ребенком на "детском языке". Есть только один способ научиться говорить для того, кто еще не владеет ни одним языком, — повторять то, что слышишь. Произносить слова правильно у ребенка сперва не получается не потому, что недостаточно умен, а лишь потому, что его речевой аппарат несовершенен. Сюсюкая с детьми, мы закрепляем неправильное произношение слов и попросту мешаем им развиваться!
Невероятные возможности ребенка
Часто родители считают, что раннее развитие подходит только одаренным детям, но что, если одаренными не столько рождаются, сколько становятся? Все, наверное, слышали о том, что невероятный талант Моцарта проявился еще в детстве. Но мало кто знает, как усердно занимался с ним едва ли не с самого рождения отец. Споры о том, что больше влияет на ребенка — наследственность или воспитание, — не утихают по сей день. Но одно очевидно: ребенка можно сравнить с семенем, в котором уже заложен потенциал дерева, но вот каким будет это дерево, раскидистым и величественным или чахлым и сухим, зависит только от среды, в которой ему придется расти.
Мы можем создать для ребенка действительно благоприятную среду, если будем хорошо представлять его возможности. Вероятно, вы слышали, что дети до года без особого труда учатся плавать и что для них это куда легче, чем ходить. Но знаете ли вы, что именно годовалому ребенку легче всего освоить ролики и коньки? Способности детей к иностранным языкам обратно пропорциональны их возрасту. Это значит, что двух-трехлетний малыш, попав в другую страну, может выучить ее язык буквально за месяц, тогда как школьнику понадобится не менее года, а взрослому — даже не один год.
Когда малышу интересно, он учится с невероятной скоростью. А ведь до трех лет интересно почти все. Масару Ибука в своем бестселлере «После трех уже поздно» (который входит в список литературы к прочтению в любой школе раннего развития) пишет, что детский мозг не будет перегружаться от избытка информации. Если ее в какой-то момент становится слишком много, он просто на время перестанет ее воспринимать, а потом снова начнет жадно запоминать все, что ему интересно.
Интерес вместо принуждения
Что действительно неуместно в деле раннего развития, так это спешка и отсутствие терпения у родителей. Они лишь отбивают у ребенка желание чему-то учиться. У детей полутора-двух лет уже есть чувство собственного достоинства, они терпеть не могут, когда их принуждают, и оказывают сопротивление. Но даже если вы воспитали ребенка очень послушным, принуждение к занятиям принесет лишь очень скромные успехи. Усадив малыша за стол, дав ему в руку карандаш и велев: "Рисуй!" — вы вряд ли вызовете у него энтузиазм. А вот если он увидит увлеченно рисующих родителей или старших братьев и сестер, то, скорее всего, тут же заинтересуется и захочет делать то же самое.
Японские психологи выяснили, что для малышей слова "хорошо" и "интересно" — фактически синонимы. Именно поэтому ребенку так трудно понять, почему плохо таскать за хвост кошку и рисовать в папином ежедневнике. И именно поэтому он, увы, может пойти куда-то с незнакомым человеком, сколько бы родители не втолковывали, что этого делать нельзя. Зато эту связь можно отлично использовать для развития ребенка. В Японии есть уникальная методика обучения малышей игре на скрипке. Сперва они только играют друг с другом, им не позволено трогать скрипку. Но детишки регулярно видят и слышат, как занимаются их старшие товарищи, и с каждым днем их интерес только растет. Когда им наконец позволяют учиться, малыши делают это с огромным энтузиазмом!
Лучшее свидетельство того, насколько вредно принуждение, — это ничтожно малое количество выпускников музыкальных школ, которые во взрослом возрасте хоть иногда берут в руки свой музыкальный инструмент. Показательно, не правда ли?
Истинный смысл раннего развития
Но важнее всего — вовсе не напичкать ребенка датами и фактами, не сделать из него гениального пианиста или программиста, а дать ему в полной мере реализовать заложенный в него природой потенциал. Другими словами, раннее развитием родители должны заниматься ради ребенка, а не ради самих себя. Если мать или отец заполняют все часы бодрствования крохи бесконечными занятиями, чтобы потом демонстрировать его друзьям и на шоу талантов, это не делает им чести. Они попросту лишают своего ребенка детства. Зато если они чутко следят за его интересами и порывами и делают все, чтобы малыш постоянно мог открывать для себя новые горизонты, то у такого ребенка есть все шансы вырасти не только талантливым, но и счастливым.
Александра К.