Поиск по метро

Учим малыша говорить

от 07.02.2019
Учим малыша говорить

Предсказать, когда именно ваш ребенок заговорит, очень сложно. Обычно к 9–12 месяцам дети осваивают несколько простых и коротких слов, с полутора лет начинают изъясняться простейшими предложениями, а примерно с двух лет осваивают азы грамматики. Но все это – усредненные показатели. На практике же некоторые дети уже в полтора года способны строить сложные предложения, другие же почти не говорят и к трем.

Во многом темпы развития речи у ребенка закладываются генетически, то есть зависят от его способностей. Однако это не происходит само по себе, а значит, при прочих равных гораздо быстрее учится говорить тот ребенок, с которым больше занимаются.

Итак, что нужно делать, чтобы ваш малыш начал радовать вас связной речью как можно раньше?

  1. Постоянно пополняйте его пассивный словарный запас. Все мы – и взрослые, и дети – знаем гораздо больше слов, чем употребляем в повседневной речи. Так что ситуация «понимает, а сказать не может» не так уж и плоха. По сути, мы все с нее начинаем: установлено, что в возрасте 7–8 месяцев карапуз уже вполне понимает речь окружающих (если, конечно, те обсуждают не девальвацию валюты или особенности живописи Яна ван Эйка). И прежде, чем у ребенка начнет формироваться активный словарный запас, он должен обзавестись пассивным. Поэтому говорите с ним, много и оживленно. Читайте ему вслух, рассказывайте обо всем на свете, комментируйте все, чем занимаетесь… Аудиосказки и мультфильмы тоже помогают, однако живое общение ничто не заменит.
  2. Облегчайте малышу процесс запоминания новых слов. Именно для этого – а не только для развлечения ребенка – и придуманы бесчисленные считалочки, стихи и песенки. Впрочем, все дети разные, и некоторые лучше запоминают слова, соответствующие их текущим интересом. Для одного малыша это будут звуки животных, для другого – марки автомобилей. Некоторые дети обожают креативные сказки про обычные предметы: чайник, монетку, зубную щетку… Методом проб и ошибок найдите лучший подход именно к своему ребенку.
  3. Слова не должны оставаться просто словами. Следите, чтобы каждое слово, которому вы обучаете ребенка, с чем-то у него ассоциировалось. Учите его называть предметы, качества и действия, которые он встречает в реальной жизни – или хотя бы на картинках.
  4. Не давайте малышу слишком сложных заданий. Маленькие дети с удовольствием учатся, повторяя за взрослыми, но если вы будете говорить слишком быстро и неразборчиво, то они просто не смогут воспринять вашу речь. Произносите слова четко, медленно и старайтесь почаще повторять те, которым хотите научить малыша в ближайшее время. А еще – убедитесь, что он хорошо видит вашу артикуляцию, то есть то, как именно вы произносите звуки. И не забывайте объяснять малышу значения новых слов, используя уже знакомые.
  5. Занимайтесь с ребенком исключительно в игровой форме. Никогда не прибегайте к насилию! Кричать на него или не давать доступа к игрушкам, пока он не выполнит задание – очень плохая идея. Так вы добьетесь лишь стойкого отвращения к учебе (и хорошо, если не на всю жизнь). Зато постоянная подпитка положительными эмоциями ускорит процесс. Но даже во время учебы-игры следите, чтобы малыш не перенапрягался. Усталость и истощение внимания отобьют у него весь интерес к учебе. Родители, которые стремятся во что бы то ни стало вырастить из ребенка вундеркинда другим на зависть, зачастую добиваются лишь противоположных результатов. Всегда помните о том, что растите живого человека, а не участвуете в битве за звание самых успешных родителей.
  6. Не сюсюкайте с ребенком – по крайней мере, с того момента, когда придет пора учить его разговаривать. Логопеды единодушно высказываются против коверкания слов взрослыми. Да, недостаточное развитие речевого аппарата пока мешает малышу правильно произнести, скажем, слово «собака». Но он выдумает обозначение попроще и без вашей помощи, а со временем научится произносить правильно даже самые сложные слова… Если, конечно, ему будет на что ориентироваться. Когда все вокруг называют машинку «бибикой», с чего бы ребенку говорить иначе?
  7. Обязательно дополняйте то, что говорит малыш. Когда он тычет пальчиком в сторону кота и радостно восклицает «мяу-мяу!», мало просто согласиться (если, конечно, вы не хотите, чтобы ребенок застрял на этом уровне надолго). Дайте ему больше информации: «Правильно, это котик. Он говорит «мяу-мяу». Посмотри, как он умывается!»
  8. Всеми силами поощряйте тягу ребенка к познанию. К сожалению, самые частые слова, которые приходится слышать некоторым малышам, – это «нет» и «нельзя». Конечно, такая реакция оправданна, когда ребенок пытается выбраться из окна или потрогать огонь. Но во многих случаях родители жалуются на слишком медленное развитие детей, не понимая, что сами же тормозят его собственной ленью. Если малыш заинтересовался каким-то предметом или явлением, почему бы не изучить его вместе? Позвольте ребенку в безопасных условиях потрогать или хотя бы рассмотреть объект его любопытства, а заодно расскажите о нем как можно больше и на доступном уровне.
  9. Не забывайте учить малыша глаголам и прилагательным. Многие родители слишком сильно концентрируются на существительных, и неудивительно: их просто-напросто проще показывать на картинках или реальных объектах. Однако без других частей речи ребенок попросту не сможет выражать свои желания и чувства! И предложениями тоже не заговорит, даже если будет знать целую тысячу слов.
  10. Работайте не только над речью малыша, но и над мелкой моторикой его ручек. Связь между этими навыками может быть неочевидной, но исследования ученых ее подтверждают. Дело в том, что отвечающие за речь и мелкую моторику нервные центры располагаются в головном мозге по соседству. Поэтому обязательно занимайтесь с ребенком рисованием, конструированием, лепкой, делайте ему массаж пальчиков, учите обращаться с пуговицами и ложкой и не пренебрегайте играми, в которых задействованы руки. Включая банальные «ладушки».
  11. Ни в коем случае не ориентируйтесь на темпы развития соседских детей! Если сынишка подруги в два года изъясняется сложными предложениями, это не значит, что и ваш ребенок должен «соответствовать». Темпы развития детей могут очень сильно отличаться. Требуя от своего ребенка невозможного, вы лишь травмируете его. А вот содействовать общению своего малыша с более «разговорчивыми» детьми – совсем другое дело. Дочка моих знакомых в три года произносила только отдельные слова, но, попав в больницу, подружилась с очень развитой и разговорчивой ровесницей. Нескольких недель оказалось достаточно, чтобы девочка тоже заговорила.

Молчит, как партизан?

Но, предположим, вы делаете все вышеперечисленное и даже больше, а ваш малыш упорно молчит или разговаривает гораздо хуже, чем все знакомые вам дети того же возраста. Что же делать?

Может оказаться, что малыш просто замкнут в себе или испытывает недостаток в общении. Последнее характерно для детей, которых регулярно занимают игрушками и мультиками, «чтобы не мешали», и лишь иногда пытаются чему-то обучать. Бывает даже такое: ребенок долго не произносит вообще ничего, а потом внезапно начинает говорить целыми предложениями. И совершенно непонятно, почему он молчал.

Увы, возможен и другой вариант: задержка речи или даже общего развития.

Когда и зачем обращаться к врачу?

Нащупать границу между индивидуальными особенностями ребенка и реальной проблемой бывает непросто даже дипломированному педиатру. Если малышу уже исполнилось три года, показывать его специалисту нужно срочно. И даже в два, если словарный запас вашего ребенка крайне скуден, лучше перестраховаться. Так вы ничего не потеряете, зато при выявлении реальных проблем необходимые меры будут предприняты вовремя.

Когда на кону благополучие ребенка, «самодиагностика» не менее опасна, чем самолечение. Даже если вы уже успели прочитать все, что Гугл способен поведать на эту тему, это еще не делает ваш компетентным специалистом – хотя бы в силу отсутствия практического опыта. Хороший детский невролог порой может сходу определить, в чем проблема, а если это невозможно, то обязательно назначит все необходимые обследования. И либо решит проблему самостоятельно, либо направит малыша к другому специалисту – дефектологу или психологу.



Александра К.
Женщина и Город


Рубрики





Вернуться наверх