Отпугиватели садовых вредителей ЭкоСнайпер
Поиск по метро

Между пустыми полками и «Рогом Изобилия». Размышления о влиянии украинских событий на холодильник россиян.

от 04.07.2022
Между пустыми полками и «Рогом Изобилия».  Размышления о влиянии украинских событий на холодильник россиян.

Нынешняя ситуация с зарубежным продовольствием напомнила мне стишок в одной детской веселой книжице. Звучал он примерно так:

«-Не поесть нам теперь пирога, не отведать теперь творогА, не покушать теперь нам каши, пропали головушки наши!» 8-)

Многие переживают - не будем ли мы испытывать дефицит продовольствия из-за санкций и отказа некоторых западных компаний от инвестиций?

Этот непростой, но очень важный для всех моих соотечественников вопросов волнует многих. И в статье, мы постараемся ответить на запрос: как же у нас обстоят и будут обстоять дела с продовольствием и напитками на фоне спецоперации на Украине?

Как в первые дни, так и по прошествии нескольких месяцев после решения об активной военной помощи республикам Донбасса, некоторая часть зарубежных компаний покинули российский рынок, и более значительное их количество - объявили об ограничениях своей деятельности. Навсегда или нет –покажет время.

На рынке основных, или как говорят, базовых продуктов питания, ситуация пока более-менее стабильная. Беспокоиться о дефиците таких продуктов как различные виды мяса, рыбы, птицы, молока, хлеба, масла и яиц — россиянам точно не стоит. Санкции пока не коснулись обычного и массового продовольственного импорта. Есть небольшие ограничения в секторе «премиалки» - например, Франция ограничила поставки дорогих шампанских вин.

Запад декларирует, что их санкции не должны наносить ущерба обычному гражданину России, хотя это положение под большим вопросом - ибо во множестве прочих отраслей, западные санкции способны не только усложнить жизнь россиянам, но и стать причиной техногенных катастоф, эпидемий, не говоря уже о технологическом отставании.

И в реальности, процесс введения санкций в продовольственном сегменте западными странами еще не закончился, ситуация может измениться в любой момент. Кроме того, некоторые бренды сами заявили об уходе с российского рынка, не дожидаясь ввода санкций.

Напитки

В скором времени, как только опустеют склады, с российских прилавков исчезнут напитки от компании PepsiCo (Pepsi, 7Up, Mirinda и другие), при этом продукция т.н. «первой необходимости» - молочные продукты и детское питание от этой компании - продолжат производиться.

В магазинах страны нельзя будет увидеть и пиво от Heineken под собственной торговой маркой.

Прекратили поставки в Россию крупнейшие чешские пивоварни: Plzeňský Prazdroj, Pivovary Staropramen, Budějovický Budvar и Bernard. Также экспорт приостановила британская алкогольная компания Diageo, которой принадлежат бренды виски Johnnie Walker и White Horse, рома Captain Morgan, пива Guinness, водки Smirnoff.

Кроме того, из-за украинского кризиса российский рынок покинули Starbucks, Tetra Pak, Anheuser-Busch InBev (ему принадлежат бренды Bud, Stella Artois, Staropramen, «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк» и другие), Molson Coors (владеет брендами Miller, Staropramen и Bavaria), Carlsberg (заводы «Балтика» будут управляться как отдельный бизнес), Pernod Ricard (хозяин брендов Chivas Regal, Jameson, ARARAT, Absolut и др.), Nemiroff.

Некоторые, особенно «капризные» в политическом отношении европейские и «новосветские» (США, Астралия, Новая Зеландия, ЮАР и пр.) владельцы виноделен и пивоварен, также прекратили поставку своей продукции в нашу страну. Однако опрос российских импортеров алкоголя показал — таковых не более 10%. Так что россияне не останутся без качественных напитков.

Камертоном к событиям звучит отличная новость — общие площади российских виноградников за последние несколько лет выросли очень заметно и впервые за 15 лет превысили 100 тыс Га. (хотя для желаемых 300 тыс. - нам еще работать и работать). Всплеск производства качественных тихих и игристых вин в России виден невооруженным глазом. В корзине потребителя наши вина уже превысили 45%. Хотя ценообразование на них еще нужно «подрихтовать». Многие использовали ситуацию, чтобы «прикрутить» цены на новый урожай.

Так что и без вина и отечественного пива, наш гражданин точно не останется!

Продукты

В первые 2-3 недели после начала спецоперации в крупных сетевых магазинах наблюдался дефицит и, как следствие, резкое подорожание некоторых продуктов. В частности, это касается сахара, круп, кофе, некоторых кондитерских изделий.

И этому есть объяснение. Сахар и гречка — это так называемые «продукты общественного спокойствия», которые в случаях любой непредвиденной ситуации и угрожающих слухов — расхватывают в первую очередь. В СССР гречка была премиальным товаром, её давали в спецнаборах партработникам и диабетикам: вот так эту крупу до сих пор и воспринимают. Сахар же скупали по принципу "на всякий случай” — варенье сварить, самогонку выгнать. Сейчас же и круп, и сахара, и муки в магазинах в избытке.

Однако когда мы говорим про импортные продукты надо понимать, что дефицит в магазинах может возникнуть не только из-за санкций, но и из-за проблем с логистикой. В мире отмечается существенный рост цен на перевозки. К примеру стоимость грузоперевозок морем в последнее время выросла более чем в шесть раз. Тем более учитывая, что во многих портах Европы «не рады» российским кораблям, а именно ими и перевозится довольно большая часть продовольствия.

Надо сказать, что российские власти предвидели такие ходы и, начиная с обострения ситуации в 2014 году, предприняли ряд мер, направленных на повышение продовольственной независимости.

Чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, а также предотвратить рост цен на стратегически важную сельскохозяйственную продукцию, Правительство РФ вело ряд ограничений, касающихся ее вывоза из страны. В частности, запрещен вывоз зерновых культур, сахара, семян подсолнечника и некоторых других продуктов.

В зоне риска находится импорт рыбы с Фарерских островов, которые поставляют в Россию 40–50% от всего импорта сельди и скумбрии. На данный момент импорт рыбы в РФ продолжается, все поставки совершаются в обычном порядке. Однако если говорить про рынок рыбы и морепродуктов — то угроз также никто не видит — вопрос скорее заключается в оттачивании логистических цепочек и мест хранения.

Компания Yum!Brands (владеет брендами KFC, Pizza Hut), объявила о прекращении инвестиций (но одноименные рестораны пока еще работают). О прекращении поставок проинформировали Valio и Paulig.

Наиболее громкий уход — McDonald's-а, оказался несколько «смазанным». Объявившая об уходе и закрывшаяся месяца три назад сеть ресторанов быстрого питания, в наши дни вернулся к нам, но уже под другим названием («Вкусно и Точка!») продав франшизу отечественной компании. Однако непонятно — сможет ли новый, уже российский менеджмент сети, поддержать довольно высокие стандарты быстрого, довольно вкусного и недорого кормления соотечественников?

Из базового продовольствия самая непростая ситуация складывается по фруктам — в России производится всего около 35 - 40% фруктов от суммарной корзины их потребления. И здесь — очень многое также стало заложником изменения логистических (транспортных) путей. Ведь основными поставщиками фруктов в РФ являются страны, которые не присоединились к санкциям. Наиболее острая проблема - с доставкой популярных у россиян бананов.

Рисков в поставках сырья и для продаж кофе и чая в России также нет, об этом заявили в ассоциации «Росчайкофе». Такие поставщики кофе в нашу страну как Бразилия, Вьетнам, Колумбия, чая — Индия, Шри-Ланка, Вьетнам и Китай — не намерены следовать каким-либо ограничениям и санкциям.

Если говорить про некоторые виды сырья для производства продовольственных товаров и продуктов, то по-прежнему и тут есть проблемы: границы Европы закрыты для грузовиков, некоторые портовые города — для разгрузки кораблей.

Очень весомая зависимость российского продовольственного рынка по некоторым ингредиентам, необходимым для производства мясных и рыбных полуфабрикатов, молочных продуктов, а также — кормов для животных, птицы и рыбы. На создание аналогов приемлемого качества и достаточного объема — могут уйти даже не месяцы, а годы. Но некоторый оптимизм, особенно учитывая поставки аналогов из неприсоединившихся к санкциям, стран, все же есть.

Специалисты говорят что в России имеются проблемы даже с упаковочным материалом — например для сосисок и колбасы. Отечественные производители есть, но раньше их продукция считалась дороговатой, проще было оболочку из Европы привезти.

Теперь российским производителям придется, что говорится «чесать репу»: искать, производить и использовать наши аналоги.

Что же мы получим в «сухом остатке»?

Многочисленные эксперты единодушны - хотя российский рынок и будет испытывать некоторые трудности из-за санкций, никакие продукты не исчезнут с прилавков — в крайнем случае их заменят поставками из других стран или реэкспортные поставки.

За последние 8 лет количество продуктов, доставляемых из-за рубежа (особенно аналогичным тем, что всегда производились и у нас) сократилось в разы и будет уменьшаться далее. Очевидно, что какие-то товары, вроде какао-бобов и ананасов, Россия не в состоянии заместить, но зерна, круп, масла, рыбы, мяса, птицы, молока, овощей и других первостепенных продуктов питания в России достаточно. И хотя цены на некоторое продовольствие в различных точках продаж могут «скакать» - время и конкуренция в ближайшее время повлияет на ситуацию в лучшую сторону, мы уверены.

И власти, и всем рядовым потребителям обязательно нужно сделать так, чтобы отечественных продуктов было вдоволь и на любой вкус и кошелек. Чтобы отечественная продовольственная сфера, «русская кухня» и наши национальные продукты не только кормили всю страну, но и были еще уважаемы и позитивно «гремели» во всем мире!


Женщина и Город

Рубрики




Вернуться наверх