Поиск по метро

Выжигание по дереву: огненная живопись

от 26.07.2016
Выжигание по дереву: огненная живопись

За много-много лет до нашей эры племена, населявшие территорию нынешнего Перу, научились украшать деревянные изделия узорами, нанесёнными при помощи огня. Со временем этот приём стал повсеместно развиваться. И вот, во времена правления английской королевы Виктории, в конце 19 века, этому виду искусства дали название «пирография». Если перевести с греческого, оно звучит как «писать огнем». Мастера того времени пользовались в своей работе кочергой, с насаженным на неё заостренным наконечником. Кочергу разогревали, вставляя в отверстие переносной жаровни с раскаленными углями внутри. Затем переносили кочергу к месту работы и выжигали линии, согласно задуманному сюжету.

Со временем для пирографии стали применяться более усовершенствованные приспособления, значительно облегчающие труд мастеров.

В России ремесло выжигальщиков зародилось в начале 20 века в мастерских Сергиева Посада. Рисунки и узоры наносили путем выжигания на игрушки, деревянную посуду, шкатулки и сундучки. Образцы этих росписей до сих пор используют в своих работах современные мастера.

Настоящий прорыв в технологии выжигания был произведен, когда появился абсолютно новый инструмент для пирографии, взявший за основу принцип работы паяльника.

В начале 70-х годов прошлого века пирографы стали выпускаться в промышленных масштабах. Выжигающим элементом в них являлся проволочный наконечник, который несколькими годами позже был заменён на твёрдый.

Основные направления искусства выжигания

Многие из нас впервые ознакомились с выжиганием по дереву на уроках труда в младших классах. Для некоторых это знакомство переросло в серьёзное увлечение. Но искусство пирографии не ограничивается рамками нанесения простых рисунков. Раскрыть свой художественный потенциал и развить мастерство можно в выжигании картин, выполненных по следующим направлениям:

  • Выжигание с помощью лучей солнца. Все с детства помнят оригинальный способ разведения костра при помощи пропускания лучей солнца сквозь увеличительное стекло. На этом же принципе и основана техника нанесения рисунка путем фокусировки солнечного луча на деревянной поверхности с помощью линзы. Тем, кто захочет попробовать свои силы в данном виде выжигания, настоятельно рекомендуется защитить глаза солнечными очками.
  • Рельефное выжигание. Данный вид пирографии основан на создании рельефных изображений для придания будущей картине более реалистичного вида. В качестве инструмента для выжигания рельефных рисунков служит косое перо высокой прочности. Им выжигается контур рисунка с глубиной, которая позволит затем снять с поверхности фона слои древесины, не нарушая его границ. Для снятия слоев используют хорошо заточенный резец или небольшую стамеску.
  • Выжигание миниатюр. Это один из самых трудоёмких и сложных методов выжигания. Больше всего подходит тем мастерам, у которых достаточно острое зрение, усидчивость и много терпения. Кроме того, что для выжигания миниатюр нужны тонкие косые перья самого маленького размера, работать можно только пирографом с тонким проволочным наконечником и возможностью регулировки мощности нагрева.
  • Выжигание с помощью газорезака. Сделать тонкую работу в такой технике крайне сложно. Поэтому газовым резаком выполняют заполнение фона в работах, а также делают обжиг краев на табличках и декоративных изделиях.
  • Выжигание негативов. Негативное выжигание – это создание рисунка, имеющего светлую рельефную структуру на темном выжженном фоне. Создать негатив можно с помощью перьев для ретуширования или обычных писчих перьев, делая короткие нажимы на поверхность обработки. Тем самым формируется необходимая текстура затемненного фона, которая великолепно смотрится на готовых работах. Еще одним способом создания негатива может служить метод удаления рисунка. Для этого весь участок будущей картины полностью выжигается, а затем подверженные выжиганию слои удаляются. Затемнить поверхность можно, используя ретушер или паяльную лампу. После затемнения при помощи паяльной лампы, заготовку необходимо слегка зачистить жесткой тканью и снять нагар. Для перенесения рисунка на заготовку используется графитовая бумага светлых тонов (лучше белая или желтая). Снимать затемненный слой можно стамеской, остро наточенным скальпелем или специальными резцами для обработки древесины. Контрастность рисунка получается светлее или темнее в зависимости от глубины врезания инструмента.
  • Каллиграфическое выжигание. Как видно из названия – каллиграфическим называют выжигание различных надписей, выполненных в том или ином стиле. Подобрать нужный стиль можно самостоятельно, либо воспользоваться переводным шрифтом.

Используйте любой понравившийся вам стиль пирографии, оттачивайте свое мастерство и пусть ваше увлечение выжиганием дарит всем радость!



Женщина и Город, Владислав Мыльников


Вернуться к списку статей
Добавить
в избранное?
Вы можете добавить данную
статью в список избранных статей
в своем личном кабинете
Добавить в избранное

Вернуться наверх