Поиск по метро

Эпохи и стили мировой живописи

от 04.08.2016
Эпохи и стили мировой живописи

Возрождение

Возрождением или Ренессансом называют эпоху культурного развития некоторых европейских стран, когда на смену религиозным догмам пришли идеалы гуманизма и творчества, которыми когда-то славилась античная культура. Мрачная и строгая готика уступала свое место эпохе просветления, основанной на реальном познании мира, вере в силу человеческого разума.

Предвестником Возрождения стал итальянский художник Джотто (1267 -1337), благодаря своему упорству создавший свой неповторимый стиль живописи. В своей работе «Полиптих» он сумел придать героям библейского сюжета одухотворенность, эмоциональность, выразить их характеры. Кроме того, художник первым придал иконописному образу объем, отобразил на нём пространство.

В период раннего Возрождения (15-й век) творил Сандро Ботичелли (1445 – 1510). Он подарил миру выраженные в аллегорических образах идеалы хрупкой красоты женского тела. Особенно ярко это выражено в его работах «Рождение Венеры», «Весна», которые проникнуты атмосферой мечтательности и задушевного лиризма.

На этапе Высокого Возрождения (конец 15-го - начало 16-го века) был открыт талант таких титанов живописного искусства, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475 – 1564), и Рафаэля (1483 – 1510).

Леонардо да Винчи был новатором в изобразительном искусстве. Сочетая разные приемы и техники, он гармонично выстраивал композиции на своих полотнах, подчас в строгой математической закономерности. Его работы «Джоконда», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем» стали не только предметом поклонения, но и темой многочисленных споров искусствоведов.

Маньеризм

Маньеризм – течение в живописи, берущее свою основу на идеалах Возрождения. Мастера, работавшие в этом стиле, пытались выразить мысль о бренности окружающего мира, незащищенности человеческой жизни, находящейся под властью внешних сил. Задачей художников было показать внутреннюю составляющую передаваемого на полотне образа. Изначально техники маньеризма придерживались лишь некоторые итальянские мастера, такие как Якопо Тинторетто (1518 -1594), Пармиджанино (1503 – 1540), Джорджо Вазари (1511 – 1574). Затем благодаря художникам, работавшим во Франции, эта техника приняла общеевропейское распространение.

В конце 16-го века стараниями голландского мастера Бартоломеуса Шпрангера (1546 – 1611) стиль маньеризма был подвергнут значительным изменениям, которые были развиты мастерами, основавшими Харлемскую Академию.

Барокко

С конца 16-го до середины 18-го века главенствующим художественным стилем в Европе стал стиль барокко (в переводе с итальянского – причудливый). Стиль барокко характеризуется грандиозностью и пышностью форм, совмещением реальности с иллюзорностью, динамичным и ярким выражением чувств. Живописцы, работавшие в стиле барокко, освоили непринужденную технику свободного мазка, раскрывающую на полотнах ритм, эмоцию и цвет в едином целом.

Среди работ, выполненных в стиле Барокко, можно выделить:

  • «Вакх» итальянского мастера Караваджо(1573-1610);
  • «Даная» кисти великого голландца Рембрандта (1606-1669);
  • «Туалет Венеры» голландского живописца Рубенса (1577-1640);
  • «Менины» выдающегося испанца Диего Веласкеса (1599-1660).

Рококо

Начало 18-го века стало рождением стиля рококо (в переводе с французского – декорация в виде раковины). Этот стиль зародился во Франции, и характеризуется такими признаками: театральность и пасторальные, зачастую чувственно-эротические сюжеты, легкость и тонкость цвета.

Зачинателем стиля рококо стал французский художник Антуан Ватто (1684 – 1721). Наиболее яркой его работой, которую можно считать образцом стиля рококо, стала «Даная у ручья». Чуть позже, существенное влияние на художников, ставшими приверженцами рокайльного стиля, оказали картины великого французского мастера Франсуа Буше (1703 -1770). Среди них можно выделить «Купание Данаи», «Леда и Зевс в образе лебедя». Художник мастерски сочетает оттенки розового и голубого, придавая изображенным на картине фигурам ощущение «фарфорности».

Не менее важный вклад в популяризацию стиля рококо был внесён художниками Никола Ланкре (1690 – 1743) и Жаном Оноре Фрагонаром (1732 – 1806).

Классицизм

Особую роль в изобразительном искусстве Европы 17-го - начала 19-го века играет классицизм. Основной характеристикой этого стиля является обращение к формам искусства античных времен и признание их в качестве художественного эталона. Принципы классицизма в живописи заключаются в построении форм на картине при помощи линий и светотени, разделении пространства путем четкого выделения локальным цветом фигур и предметов.

Основу стиля классицизм заложил в своих работах величайший мастер 17-го века Никола Пуссен (1594 – 1665). Описывая сюжеты античности («Царство Флоры», «Марс и Венера») он добился гармоничности и полноты образов, выставив их единым целым.

В 18-м веке наследие основоположника классицизма отразил в своем творчестве Жак Луи Давид (1748 – 1825). Идеи Великой Французской революции существенно повлияли на его картины, которые ставили своей целью воспитать у зрителя принципы высокой морали и гражданственности. Примерами таких работ могут стать «Клятва горациев» и «Смерть Марата».

Стоит отметить, что русский классицизм тоже оказал влияние на развитие мировой живописи, благодаря работам великого живописца Карла Брюллова (1799 – 1852).

Романтизм

Конец 18-го и начало 19-го века характеризуются ростом революционных настроений в гражданском обществе Европы и Северной Америки. Именно тогда и было положено начало стилю романтизм, который рассматривал человека как личность, стремящуюся к идеалам свободы, независимости и постоянному самосовершенствованию.

Блестящим примером романтического стиля может стать работа французского художника Эжена Делакруа (1798 – 1863) «Свобода, ведущая народ», в которой ярко выражен пафос и драматизм гражданской борьбы.

Не менее выразительны образы, созданные мастером романтического стиля, испанцем Франсиско Гойя (1746 – 1828) в картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».

В далекой от Европы Северной Америке искусство романтизма нашло отражение в пейзажных работах Альберта Райдера (1847 – 1917) и Томаса Коула (1801 – 1848).

Импрессионизм

В конце 60-х годов 18-го века во Франции было положено начало развитию нового стиля живописи. Художники отображали свои мимолетные впечатления (по-французски impression), стараясь более естественно и органично показать изменяющуюся окружающую реальность. Импрессионизм выхватывал из действительности те или иные стороны жизни человека во всем богатстве страстей, в комизме или трагизме различных жизненных ситуаций, и отражал их порой в самом неожиданном ракурсе.

Яркие и запоминающиеся работы Огюста Ренуара (1841 – 1919) отражают сцены из повседневной жизни французского общества, неся в себе колорит эпохи: «Завтрак гребцов», «Бал в Муллен де ла Галетт».

А в картинах Эдгара Дега (1834 – 1917) ярко выражена динамичность композиции, особое сочетание фигур в пространстве, что порой придает им особый драматизм: «Голубые танцовщицы», «Ария собаки».

Пейзажи и натюрморты великого голландца Ван Гога(1853-1890) поражают неординарностью выбора цветовых решений и глубиной ракурса: «Подсолнухи», «Звездная ночь», «Красный виноградник».

Модерн

На рубеже 19-го и 20-го веков в живописи возникло течение, названное модерном, что означало «современный». Стиль модерн характеризуется использованием в построении композиции различных цветовых плоскостей в сочетании с мозаичностью фона, фигур, скроенных из мельчайших деталей.

Направление модерн включает в себя такие течения как символизм, фовизм и футуризм.

В технике символизма, основным принципом которого является использование символа, полученного свыше, по наитию, как инструмента для разгадки вечной тайны бытия, работал замечательный русский художник Михаил Врубель (1856 – 1910). Его работы «Царевна-лебедь», «Демон», «Снегурочка» проникнуты духом мистической сказки, сотканной из темного хаоса, спрятанного за внешними границами вселенной.

Среди художников-модернистов стоит также отметить творчество французского мастера Анри Тулуз-Лотрека (1864 – 1901). На примере его работ «Обучению танцу в Мулен Руж», «девушка в корсете» можно обратить внимание на неповторимую стилистику автора, сочетающую в себе длинную, слегка колышущуюся линию мазка вкупе с ломаными очертаниями рисунка, выполненную в прохладном цвете.

Другими яркими представителями стиля модерн в живописи можно назвать художников Анри Матисса (1869 – 1954) с его работами «Танец» и «Красные рыбки», представляющими направление фовизм; и работавшего в технике футуризма Умберто Боччони (1882 – 1916) с картинами «Создание города» и «Завод в окрестностях Рима».



Женщина и Город, Владислав Мыльников


Вернуться к списку статей
Добавить
в избранное?
Вы можете добавить данную
статью в список избранных статей
в своем личном кабинете
Добавить в избранное

Вернуться наверх