Отпугиватели садовых вредителей ЭкоСнайпер
Поиск по метро

Художники 18 века

от 03.08.2016
Художники 18 века

До того, как вместе с реформами Петра Первого в Россию начала приходить западная культура, русское изобразительное искусство было представлено иконописью и лубочным рисунком. В своей технике иконописцы использовали так называемую «обратную» перспективу, перенося пространство на плоскость доски, на которой писалась икона. В качестве красок выступала замешанная на яичном желтке и соках растений темпера.

Приход западной культуры способствовал зарождению русской живописи. Темперные краски сменились масляными, которые создавались с помощью перегонки льняного или конопляного масла и назывались «олифами». Это привело к возможности значительного расширения цветовой гаммы, так как смешение различных олиф позволяло получить новые, ранее не использовавшиеся цвета. Кроме того, живописные полотна, в отличие от икон, отражали окружающий мир не в плоскости, а в геометрической проекции, предлагая зрителю его иллюзорный отпечаток. При помощи комбинации света и теней мир на картине получался объемным.

Художники, творившие в России в 18-го века, были в большинстве своём людьми крепостными, получившими свое художественное образование в европейских странах на деньги своих господ.

Наиболее распространенными жанрами того времени были:

  • Парадный портрет (человек на нем изображался в своей лучшей одежде, а также в окружении предметов обстановки, указывающих на его статус в обществе);
  • Камерный портрет (изображение человека в обыденной, домашней обстановке);
  • Костюмированный портрет (человек представал в образе мифического или литературного героя, или просто в карнавальной одежде);
  • Пейзаж;
  • Аллегорические сюжеты из античной литературы, которые русские художники часто облекали в национальную оболочку.

Основные направления в русской живописи 18-го века и их представители

Реализм. Направление реализма в русской живописи 18-го представляли художники-портретисты, среди которых наиболее ярко блеснули своим искусством:

Андрей Матвеев (1701 – 1739) – получил образование у голландских мастеров за счет государства, добивался в своих работах живого отображения лиц моделей.

Иван Никитин (ок. 1690 – 1742) - учился в Италии, где приобрел навык правдиво и точно отображать особенности лица человека. С помощью этого ему удавалось выражать на своих картинах характер запечатленной личности.

Алексей Антропов (1716 – 1795) - основатель русской школы живописи, знаменит портретами статс-дамы Измайловой и старухи Румянцевой, отражающими характеры и стиль дам той эпохи.

Жанр исторической картины. Развился благодаря открытию в 1757 году санкт-петербургской академии художеств, одной из главных задач которой было придание художественному произведению, написанному на тему исторического сюжета, особого патриотического смысла.

Художники того времени, работающие в этом жанре, выставляли российскую древность в ракурсе героизма античных эпох. Такими мастерами были Антон Лосенко (1737 – 1773) и Григорий Угрюмов (1764 – 1823). Несмотря на то, что композиции на их полотнах выстроены излишне театрально, им удалось выразить полноту чувств и эмоций героев давнего времени.

Классицизм. Самым выдающимся представителем данного направления в русской живописи стал Дмитрий Левицкий (1735 – 1822). В его знаменитых портретных работах ярко отражена харизма и красота людей последней четверти 18-го века. Особенно следует отметить сделанные им портреты Павла Демидова, Дени Дидро и целую серию портретов выпускниц Смольного института благородных девиц.

Пейзаж. Человеку всегда было свойственно воспевать красоту природы в произведениях искусства. В русской живописи жанр пейзажа стал проявляться во второй половине 18-го века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745 -1806). Он первым запечатлел на своих полотнах красоты русской природы. Им были написаны с натуры парковые ансамбли царских резиденций в Павловске, Петергофе, Гатчине. Для каждого парка Щедриным подобраны свои цветовые решения: Петергоф у него предстает ярким и радостным; Павловск сдержанно-меланхоличным в светло-зеленых, коричневых и белых оттенках; для Гатчины с её величественностью подобраны сумеречные тона. В своих работах Щедрин активно использовал национальные мотивы – крестьян в традиционных одеждах, сельские строения.

Сентиментализм. В этом направлении искусства принято изображать обычного человека на фоне природы, живущего «не по принципам разума, но сердца». Типичным представителем этого жанра в русской живописи является Владимир Боровиковский (1757 – 1825). Его полотна, прежде всего, отражают эмоциональную привлекательность изображаемых людей, не придавая особого значения их физической красоте. Немаловажную роль играет и пасторальный характер пейзажа, который окружает портрет, придавая ему умиротворенность и лиризм.

Расцвет русской живописи. Художники 19-го века

Начало 19-го века было охарактеризовано подъемом национально-патриотического духа, чему ни мало способствовала победа в Отечественной войне 1812 года. Художественное искусство ощутило бурный подъем: открывались музеи искусств: например «Русский музеум», в губернских центрах стали создаваться художественные учебные заведения – аналоги Академии художеств.

Основными направлениями в живописи первых трех десятилетий 19 века стали романтизм и академизм.

Выдающиеся русские художники, работавшие в стилях романтизма и академизма

Основной идеей стиля романтизм является создание героя – борца за свободу, личности гордой и независимой, сочетающего в себе все самые сильные черты человеческого характера. Наиболее ярко удалось раскрыть романтический стиль в своих картинах выдающемуся русскому портретисту – Оресту Кипренскому (1782-1836). Он сумел отобразить в своих портретах всю глубину человеческого образа – его светлые и тёмные стороны, сложенные в единый целый неповторимый характер. Наиболее известными работами Кипренского стали портреты героев Отечественной войны и декабристов. Мировую известность и любовь ценителей принес мастеру портрет А.С. Пушкина – на нем великий поэт изображен во всей силе своего великого ума и темперамента.

Еще одним мастером, представляющим стиль романтизма в русской живописи, стал Карл Брюллов (1799- 1852). В его портретах отражена вся сила и красота персонажа, благодаря искусству передачи его психологического образа. Наиболее известной и почитаемой стала картина Брюллова «Последний день Помпеи», на которой художнику удалось мастерски отобразить всю глубину трагедии, обрушившейся на древний город.

Академизмом называют стиль, возникший в художественных академиях западной Европы в 16 – 18 веках, призванный сохранить те художественные наработки, которые были получены мастерами античности и эпохи Возрождения. Наиболее заметным представителем академизма в России является Александр Иванов (1806-1858), снискавший себе мировую известность своим монументальным полотном «Явление Христа народу».

Развитие живописи в России второй половины 19-го века. Критический реализм. Пейзаж

Большое влияние на развитие русской живописи второй половины 19-го века оказала отмена крепостного права. В 1863 году группа художников в знак протеста против ущемления творческих свобод покинула Академию художеств и организовала свободную артель, из которой впоследствии было создано «товарищество передвижных художественных выставок». Самих же художников было принято называть «передвижниками».

В своих работах «передвижники» вскрыли негативные стороны жизни простого русского человека, тем самым подвергая критике общественный порядок, установившийся в Российской империи. Поэтому стиль их работ и назван «критическим реализмом», а среди художников, работавших в этом направлении особо известными стали:

  • Василий Перов (1834 – 1882). Выдающийся мастер жанровой живописи. Среди его работ наиболее известны: «Проводы покойника», «Тройка», «Крестный ход на Пасхе».
  • Илья Репин (1844 – 1930). Разносторонний художник, работавший как в технике портрета, так и бытовой живописи. Стал знаменит благодаря картинам «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына».
  • Владимир Маковский (1846 – 1920). Очень выразительно отобразил тему «хождения в народ» в картинах «Вечеринка», «Свидание», «На бульваре».

Особую нишу в картинах передвижников занимает жанр пейзажа, впитавший в себя национальные мотивы, ширь полей и сказочную красоту русского леса. Заслуженную любовь ценителей заслужили такие пейзажисты и их картины:

  • Исаак Левитан (1861 – 1900) : «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Золотая осень»;
  • Архип Куинджи (1842 – 1910): «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща»;
  • Алексей Саврасов (1830 – 1897): «Грачи прилетели», «Просёлок»;
  • Иван Шишкин (1832 – 1898): «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Среди долины ровныя»;
  • Иван Айвазовский (1817 – 1900): «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн».



Женщина и Город, Владислав Мыльников


Вернуться наверх