Поиск по метро

Визитка Крыма – символ новой сторублевки

от 22.06.2016
Визитка Крыма – символ новой сторублевки

В декабре прошлого года в обращение была выпущена памятная купюра номиналом 100 рублей, посвященная Крыму. Изображение «Ласточкиного гнезда» – туристической достопримечательности полуострова служит поводом, чтобы вспомнить историю создания этого архитектурного наследия.

Место, которое облюбовали боги

Скалистый берег моря, рокот волн и чувство некоей отрешенности от забот окружающего мира. Практически с высоты птичьего полета можно наслаждаться бескрайней синевой моря и неба вокруг. На одном из таких обрывистых утесов, на стыке дня и ночи, ежедневно пребывала прекрасная богиня. Она провожала с небосклона свою сестру Селену и встречала брата – Гелиоса. Древние греки именовали ее Эос и Гомер называл ее «богиней с розовыми перстами», которая озаряет светом вселенную. У римлян она стала известной под именем Авроры – богини утренней зари.

Аврорина скала – легендарное место в Крыму. Здесь, на небольшом пятачке горной гряды Ай-Тодор, расположен самый известный архитектурный памятник полуострова – «Ласточкино гнездо». Место его возникновения связано с красивой легендой об Авроре и Посейдоне. А для того чтобы понять современное название, следует заглянуть в историю возникновения замка.

Как это было: краткий экскурс

С самого начала строение на скале называлось дачей «Генералиф». Вездесущая история, к сожалению, не сохранила для потомков имя его владельца. Она точно сообщила нам лишь о его воинском звании – отставной генерал российской армии. Он называл свое одинокое деревянное жилище «замком любви», что вызвало множество неоднозначных оценок и домыслов как среди современников героя русско-турецкой войны, так и среди последующих поколений.

Следующие владельцы Аврориной скалы смогли вписать свои имена в анналы истории. Достоверно известно о том, что дача вместе с прилегающей территорией последовательно принадлежала придворному доктору Тобину и московской купчихе Рахманиной. Последней достались практически непригодные для жилья помещения. Подтверждением тому служат почтовые открытки с изображением, сделанные на основе картин известного художника-мариниста Льва Лагорио. Новая хозяйка снесла полуразвалившееся здание и построила деревянный замок. Эксперты приписывают авторство названия «Ласточкино гнездо» именно ей.

Однако архитектурному прототипу своего современного «дизайна» миниатюрный дворец обязан самому известному владельцу – барону П. Штейнгелю. Он принадлежал к немецкой ветви этой известной в Российской империи фамилии. В отличие от своих славных обрусевших сородичей, которые были знамениты наградами, полученными на Парижской выставке 1900 г. за образцовое ведение сельскохозяйственных работ в собственном имении, этот Штейнгель занимался нефтяным бизнесом в Баку.

Исследователи сходятся во мнении, что он приобрел «Ласточкино гнездо» с целью того, чтобы воссоздать здесь уголок средневековой Германии. Воплотить эту смелую мечту в жизнь, было поручено молодому талантливому зодчему Л. Шервуду. К слову, Леонид Владимирович имел к архитектуре опосредованное отношение. Он известен как скульптор, и проект, созданный для Штейнгеля, был его единственным архитектурным экспериментом.

Рыцарский замок появился на мысе Ай-Тодор в 1912 году. Его внутренне убранство отличалось аскетизмом, обусловленным малой площадью. Всего 2 спальни, гостиная и прихожая были размещены в 2-этажной башне. Вокруг замка был разбит прекрасный сад, дополнявший окружающую гармонию. Барон Штейнгель наслаждался крымскими красотами недолго. С началом I мировой, он продал имение купцу П. Шелапутину, который использовал его в качестве ресторана. В годы советской власти «Ласточкино гнездо» было национализировано. В разное время оно служило читальным залом и столовой санатория.

После разрушительного землетрясения 1927 г. сад был сброшен в море, а в Аврориной скале образовались опасные трещины. Замок на долгие 40 лет оставался одиноким узником скалы, закрытым к посещению объектом. Радовать туристов снова он стал после сложнейшей технологической реставрации 1967 г., проведенной специалистами предприятия «Ялтаспецстрой». Небольшие архитектурные изменения в виде 4 шпилей на башне позволили сделать ее более устойчивой и узнаваемой. Отреставрированное сооружение служило и рестораном, и музеем, и выставочным залом. В настоящее время вновь встал вопрос о предотвращении угрозы разрушения архитектурного памятника. Есть насущная необходимость проведения новой реставрации чтобы «Ласточкино гнездо» радовало любителей Крыма и продолжало «парить» в воздухе, встречая утреннюю зарю.



Женщина и Город, Виктория Гейко

Вернуться к списку статей
Добавить
в избранное?
Вы можете добавить данную
статью в список избранных статей
в своем личном кабинете
Добавить в избранное

Вернуться наверх