Поиск по метро

Велосипед: от рождения до наших дней

от 28.07.2016
Велосипед: от рождения до наших дней

Несмотря на то, что изобретение велосипеда осталось далеко позади, он по-прежнему пользуется немалым спросом во многих странах мира. Перемещаются на таком транспорте и в небольших деревнях, и в маленьких городах, и в огромных мегаполисах. У велосипеда много достоинств: отсутствие необходимости покупать бензин, проходить техосмотр, приобретать страховку. Велосипед не способен сделать такую страшную аварию, какую может совершить автомобиль.

История создания

Прообраз велосипеда появился в начале XIX века. Его создателем стал барон Карл фон Дрез из Германии. В 1818 году изобретение без педалей с двумя колёсами было запатентовано и получило название «машина для бега». В настоящее время такая машина известна под названием самокат. Через несколько десятилетий появилась модель, созданная по схеме «пенни-фартинг». Пенни и фартингом назывались монеты, первая из которых была мелкой, а вторая – крупной.

Модель велосипеда, похожая на ту, которую используют сегодня, была создана в 1884 году. Изобретатель Джон Кемп назвал своё творение «Скиталец» (Rover). Водитель такого велосипеда располагался между двумя колёсами. Сами колёса при этом были одинакового размера. С тех пор конструкция велосипеда постоянно совершенствуется так же, как и конструкция автомобиля.

Дама за рулём

К концу XIX века началась активная борьба женщин за свои права. Представительницы прекрасного пола больше не желали быть зависимыми домохозяйками. Они хотели участвовать в экономической и политической жизни и быть признанными полноправными членами общества, в котором жили. Первые женщины на велосипедах появились на улицах американского Индианаполиса в апреле 1895 года. Событие вызвало широкий общественный резонанс. В местной прессе появились заметки об «аморальных» дамах, осмелившихся сесть за руль транспортного средства. Кому-то такой поступок показался забавной выходкой. Большинство же осудило подобное поведение.

Несмотря на то, что женщины за рулём вызывали презрение и отвращение, общественное порицание не заставило американок отказаться от велосипедов. Двухколёсное транспортное средство стало символом женской эмансипации. Известный американский общественный деятель Маргарет Лелоном совершила переезд на велосипеде из Чикаго в Сан-Франциско. Женщина была вынуждена взять с собой в путешествие пистолет, чтобы защищаться от консервативно настроенных соотечественников.

Порицание общества было вызвано не столько тем, что женщина начала пользоваться транспортным средством, сколько тем, что дамы стали носить мужскую одежду. Длинные юбки, которые носили женщины в эпоху появления велосипедов, часто застревали в механизме. Для поездок были придуманы специальные шаровары. В дополнение к шароварам использовались носки (в то время их носили только мужчины) и ботинки.

Одежда полностью стёрла разницу между полами, уровняв, тем самым, и мужчин, и женщин. Религиозные деятели строго осуждали дам, посмевших переступить границу. В начале ХХ века в моду стали входить короткие юбки и шорты до колен для катания на велосипеде. Женские ноги оказались полностью открытыми, что не могло не вызвать новую волну возмущений. Но уже в 1920-х годах такая одежда производилась в промышленных масштабах. Женщины, катавшиеся на велосипедах и носившие короткие юбки, стали считаться прогрессивными и современными. Многие правозащитники-мужчины тех лет, например, Энтони Броунел, поощряли подобную моду, как и всё, что связано с женской эмансипацией.

В 1896 году велоспорт занял своё место среди олимпийских дисциплин. Тем не менее, велосипедистами могли стать только мужчины. Женщины впервые были допущены к этому виду спорта в 1988 году.

Велосипед в спорте

Велоспорт зародился сразу же после появления самого транспортного средства. Не все модели походили для гонок. Вот почему многие соревнования заканчивались травмами. В конце XIX века в моду вошли многодневные гонки, одной из которых стала «Париж-Брест-Париж». После включения секундомера на старте велосипедист отправлялся в путь. Секундомер отключали только за финишной чертой. Каждый спортсмен мог сам выбрать, сколько времени потратить на отдых. Самой престижной стала велогонка «Тур де Франс», впервые проведённая в 1903 году.

В Соединённых Штатах наибольшей популярностью пользовались гонки на короткие дистанции. В настоящее время предпочтение в этой стране отдают кросс-кантри – гонкам на горных велосипедах. В моде циклокроссы, предполагающие соревнования на велосипедах по пересечённой местности.

Велосипед сегодня

Не требующий бензина двухколёсный транспорт стал для многих образом жизни. Некоторые поклонники велосипеда предпочитают перемещаться только на нём не потому, что не могут позволить себе автомобиль. Велосипед – экологически чистый транспорт, не засоряющий атмосферу. На нём можно легко перемещаться в пробках.

Самыми «велосипедными» странами считаются европейские государства. Здесь никого не удивит успешный бизнесмен или даже высокопоставленный чиновник, добирающийся на работу на велосипеде. В Дании проживает наибольшее количество поклонников транспортного средства. Велопопулярность обусловлена современной политикой многих общественных организаций Европы. Крупные европейские города страдают от смога, к образованию которого приводят автомобильные выхлопные газы. Кроме этого, перемещение на велосипеде приносит здоровью большую пользу. Поездка превращается в своеобразную тренировку.

Чтобы жители больших городов пользовались велотранспортом, общественные организации предприняли ряд мер: создание специальных охраняемых стоянок, обустройство велодорожек, использование вагонов поездов, предназначенных только для пассажиров с велосипедами.

Во многих европейских странах, а также в Соединённых Штатах в повседневный обиход прочно вошли системы прокатов велосипедов. Чтобы пользоваться такой системой, необходимо приобрести абонемент. Можно также использовать кредитную карту. Транспортное средство берут напрокат на специальной стоянке, а после поездки оставляют на любой ближайшей парковке, являющейся частью данной системы. В Париже, например, пользоваться велосипедом первые 30 минут после его взятия напрокат можно абсолютно бесплатно. Таким образом, чтобы перемещение по городу стало бесплатным полностью, нужно всего лишь своевременно добираться до очередной стоянки и брать новый велосипед.

В Амстердаме количество водителей велотранспорта намного превышает количество водителей автомобилей. Велосипед здесь можно взять в аренду. А если вы прибыли в город на своём собственном, для вас найдётся специальная гостиница. Наименьшей популярностью велосипед пользуется в России. Причиной нелюбви к двухколёсному транспорту стали 2 аспекта. Прежде всего, инфраструктура российских городов не приспособлена под нужды велосипедистов. В крупных и мелких населённых пунктах всё ещё слишком мало стоянок. Немаловажную роль играет и психологический аспект: человек на автомобиле считается более успешным.

Во многих азиатских странах велосипед стал единственным средством передвижения для людей из небогатых социальных слоёв. По сравнению с автомобилями велотранспорт стоит недорого. Для некоторых жителей бедных кварталов он стал способом заработка. Во многих странах услуги велорикш более востребованы, чем услуги такси. Тем не менее, власти азиатских государств не только не поощряют граждан пользоваться велосипедами, но и предпринимают всяческие меры для борьбы с велосипедистами, которые, якобы, мешают движению автомобилей. Одним из примеров подобных мер может считаться временный запрет на перемещение на велосипеде по Шанхаю в 2003 году. Парадокс состоит в том, что именно Китай является ведущим производителем велосипедов.

Интересные факты

  • Велосипеды популярны среди арабских женщин. Такие транспортные средства имеют особую конструкцию, позволяющую кататься в платье;
  • В Швейцарии создана электрическая модель велосипеда, позволяющая разгоняться до 100 км/ч;
  • Средний объём лёгких велосипедиста превышает объём лёгких обычного человека на 2 л. Кровеносная система любителя велотранспорта прокачивает до семи литров крови в минуту. У обычных людей этот показатель не превышает четырёх литров;
  • Одно из первых кругосветных путешествий на велосипеде было осуществлено в XIX веке. Поездка длилась 3 года.

Велосипедные утренние и вечерние прогулки – оптимальное решение для тех, кто решил поддерживать себя в хорошей физической форме, считая при этом спортивный зал скучным местом. В своё время этот транспорт был символом борьбы женщин за своё равенство с мужчинами. В наши дни велосипед является символом борьбы за благополучную экологию и здоровый образ жизни.



Женщина и Город, Ирина Петриковская


Вернуться наверх