Поиск по метро

Сколько игрушек нужно ребенку для счастья?

от 27.03.2018
Сколько игрушек нужно ребенку для счастья?

Прилавки современных магазинов игрушек буквально переполнены разнообразным товаром. При желании можно покупать ребенку что-нибудь новенькое хоть каждый день. Но принесет ли ему это пользу? И сколько игрушек вообще требуется ребенку для счастливого детства?

Игре все возрасты покорны

Начнем с того, что интерес детей к игрушкам зависит от возраста. С момента, когда малыш начинает ползать, и до 1,5–2 лет он проходит стадию «маленького исследователя». Он будет увлеченно познавать мир, производя простые манипуляции с предметами: открывать, закрывать, класть одно в другое, разбирать, строить из предметов башни… Кроме того, он будет получать большое удовольствие от всего, что издает разнообразные звуки. Когда малыш научится ходить, понадобятся также игрушки, которые он сможет возить за собой на веревочке. Это может быть грузовик, паровоз или, скажем, фигурка животного. Игрушки для этого возраста могут быть очень простыми – главное, чтобы они соответствовали потребностям малыша.

С 2 до 4 лет активно развивается фантазия ребенка. Он с удовольствием придумывает более сложные действия с различными предметами и часто уже не исследует их свойства в процессе игры, а изначально знает, что получит в итоге. Кроме того, он активно подражает поведению взрослых и разыгрывает увиденные где-то сценки, пока еще довольно простые. Например, мальчик перевозит кубики на самосвале из одного конца комнаты в другой, а девочка кормит и укладывает спать своих кукол.

С 4 до 6 лет ребенок продолжает моделировать в играх действительность, но теперь сценки, которые он разыгрывает, становятся более сложными. Он играет в семью, ферму, стройку, цирк, осаду крепости и так далее, и теперь его игрушки должны складываться в соответствующие «системы». Кроме того, с этого возраста малыш уже может оценить реалистичность и сложность игрушки, точно сказать, что еще ему нужно, и сравнивает свои игрушки с теми, которые видит у приятелей. Дети этого возраста уже могут стать жертвами моды – и если не купить им куклу или супергероя, «как у всех», они могут оказаться попросту выключенными из детского общества.

Почему им хочется еще и еще?

Абсолютно в любом возрасте ребенку нужно не обилие игрушек, а игра сама по себе. То есть, по сути, их требуется не больше, чем малыш способен задействовать в своих играх. Однако дети, с которыми никто не играет и которые не умеют занять себя сами, неизбежно начинают искать успокоение в количестве игрушек. И действительно, каждое новое приобретение сперва радует их, но недолго. Через некоторое время новизна исчезает, и тогда приходит скука, а с ней и жгучее желание получить новую игрушку.

Немалую роль играет и зависть. Пока вокруг нет других детей с дорогими модными игрушками, ребенок с хотя бы минимально развитым воображением будет преспокойно обходиться небольшим их количеством, а то и бытовыми предметами. Воображение с легкостью превратит палку в автомат, старую штору – в платье принцессы, а накрытый одеялом стол – в загадочную пещеру. Сделанный из обувной коробки кукольный домик может подарить девочке ничуть не меньше радости, чем покупной – но лишь до тех пор, пока рядом не окажется подружки, увлеченно хвастающейся «настоящим».

Поэтому ребенок, полностью лишенный «модных» игрушек, рискует стать изгоем среди других детей. Но покупать их много – большая ошибка. То же самое можно сказать и про «умные» игрушки: это, конечно, здорово, и сами мы в свое время многое отдали бы за робота, говорящую куклу или радиоуправляемый вертолет. Но тут есть одна ловушка. Многие родители уверены, что чем сложнее игрушка, тем больше она будет способствовать развитию ребенка. Однако это не совсем так: чем больше умеет сама игрушка, тем меньше ему приходится придумывать, как включить ее в свою игру. Некоторым детям это все равно не мешает развиваться, но в большинстве своем малыши начинают лениться и перестают тренировать воображение. Ведь гораздо проще нажимать на кнопочки какого-нибудь музыкального домика, чем придумывать себе новую игру. Слишком детализированные игрушки тоже зажимают воображение малышей в тиски, ведь пропадает вариативность их использования. Модно одетую Барби сложно представить, скажем, в роли страшной лесной ведьмы, а вот более простая или даже самодельная кукла дает гораздо больший простор для фантазии.

Впрочем, это вовсе не значит, что арсенал игрушек нужно срочно полностью заменить палочками и тряпочками. Просто во всем важна мера. Если вы видите, что ребенок вяло взаимодействует со своими игрушками и не придумывает для игр сюжетов, значит, что-то пошло не так.

Проблема пресыщения

Когда игрушек у ребенка слишком много, он неминуемо перестает их ценить, ведь место сломанной куклы или машинки может занять любая другая, а потом и новые появятся. Чтобы дошкольник не пресыщался своими игрушками, можно воспользоваться одним очень простым приемом. Прячьте на время часть из них, пока ему не надоест то, что останется в зоне его доступа. Тогда игрушки можно поменять местами, и те, что он давно не видел, будут восприниматься им как новые. Маленькому ребенку достаточно несколько месяцев, чтобы подзабыть, с чем он играл раньше.

Развиваем воображение

Важно, чтобы у ребенка были не только игрушки, но и материалы для творчества: краски, пластилин, картон, нитки и так далее. Под руководством и с помощью родителей можно также создавать из подручных предметов новые игрушки: гараж или автостраду для машин, дом или больницу для кукол. Такие занятия обычно очень нравятся детям и быстро заставляют их оторваться от самых сложных и дорогих игрушек. Развивая воображение своего ребенка, можно через некоторое время обнаружить, что его игры в целом стали сложнее и интереснее.

Можно даже смастерить всей семьей настоящий кукольный театр (пусть даже простенький) и устраивать домашние представления. Такой диковинкой ребенок нередко может удивить даже самых пресыщенных модными игрушками товарищей.

Что делать, если игрушек стало слишком много?

Даже если вы не балуете своего ребенка новыми приобретениями регулярно, остановить поток новых игрушек бывает не так-то просто. Ведь у малыша есть и другие родственники! Кроме того, многие считают, что приходить с пустыми руками в дом, где есть ребенок, невежливо. И им бывает очень трудно объяснить, что игрушек в доме уже достаточно, особенно если малыш уже привык к подаркам от гостей. Но квартира-то не резиновая, в нее нельзя вместить бесконечное количество игрушек! Кроме того, слишком большое их количество рассеивает внимание малыша.

У каждого ребенка есть любимые игрушки, с которыми он проводит больше всего времени и даже спит. И точно так же есть «необязательные», исчезновения которых он попросту не заметит. У малыша до трех лет их можно попросту изымать и прятать на антресоли или вовсе выбрасывать. Но лучше все же сперва спрятать ненужное на несколько месяцев, чтобы не стать свидетелем горя от пропажи любимого (оказывается) мишки. Если малыш не хватится исчезнувших игрушек, тогда их можно с чистой совестью выбросить.

С ребенком более-менее сознательного возраста нужно договариваться. Объясните ему, что игрушек стало слишком много и новую можно будет купить только тогда, когда вы избавитесь от тех, с которыми он уже наигрался. Проще всего, конечно, отнести коробки с надоевшим имуществом на свалку, но гораздо лучше рассказать малышу о других детях, у которых игрушек совсем мало, и предложить сделать доброе дело. Можно, к примеру, вместе отнести коробку с пожертвованием в ближайший детский дом или осчастливить соседского карапуза. Щедрость ребенка, конечно же, должна быть вознаграждена, чтобы у него закрепилось представление о том, что делиться – это хорошо. Но лучше все же не покупать ему очередную игрушку, а сводить на какое-нибудь интересное мероприятие. И обязательно позвольте своему малышу самостоятельно решить, от каких игрушек можно избавиться, а какие все еще важны.

Самое главное – не стать печальным подтверждением правила: «количество игрушек у ребенка чаще всего обратно пропорционально количеству внимания, которое он получает от родителей». Проводите со своими детьми больше времени, помогайте им придумывать игры и развивать воображение. Тогда много игрушек им совершенно не понадобится.



Александра К.
Женщина и Город



Рубрики





Вернуться наверх