Отпугиватели садовых вредителей ЭкоСнайпер
Поиск по метро

«Если долго пить чай – окрылишься», или история чая

от 02.08.2023
«Если долго пить чай – окрылишься», или история чая

Человечество пьет чай вот уже, тяжело вообразить, около пяти тысячелетий! По крайней мере, так гласит легенда о полумифическом императоре Шень-нуне, подарившем людям сельское хозяйство, медицину... и умение заваривать чай. Однажды он отдыхал в тени и кипятил воду в котелке. Шень-нун даже не заметил, как в нее упало несколько листиков с росшего неподалеку деревца. Но, попробовав эту воду, император обнаружил вместо нее приятный на вкус бодрящий напиток и позже распространил его по всему Китаю.

Ресницы Бодхидхармы

Есть более поздняя легенда, посвященная чаю, – она относится уже к VI веку нашей эры. По преданию, монах Бодхидхарма, основатель чань-буддизма, десять лет провел в медитации, созерцая голую стену. Ему постоянно приходилось бороться со сном, и однажды он все-таки не выдержал, а проснувшись, впал в ярость и вырвал себе ресницы (по другой версии – и вовсе веки, чтобы глаза больше не могли закрыться). Вскоре на том месте, где Бодхидхарма их бросил, выросло чайное деревце.

Впрочем, документальные свидетельства подтверждают, что как минимум в III веке нашей эры чай определенно уже был известен в Китае. Правда, в то время его считали лекарственным напитком, а для удовольствия начали употреблять только в годы династии Тан, то есть в VII–X вв. И готовили чай долгое время тоже совсем не так, как мы привыкли. Сначала его варили, а не заваривали, да еще и добавляли соль. Позже начали изготовлять чайные брикеты, от которых нужно было отламывать кусочки и затем толочь в ступке, а потом чай и вовсе превратился в порошок, который взбивали венчиком с небольшим количеством воды.

Первая «чайная монография»

Во второй половине VIII века мудрец Лу Юй написал первый в мире трактат о чае – «Ча цзин» («Чайный канон»). В этой любопытной книге (кстати, в 2007 году она была переведена на русский язык) собраны все знания о чае, которые китайцы успели накопить к тому времени. Лу Юй рассказывает о происхождении чая, о том, как его правильно собирать, заваривать и пить, о необходимой посуде и о том, как подавать чай гостям. Кроме того, «Чайный канон» содержит множество причудливых историй о чае, в которых фигурируют демоны, колдуньи, духи и отшельники, а сам автор предупреждает: «Если долго пить чай – окрылишься».

Из «Ча цзинь», к примеру, можно узнать множество занимательных вещей. К примеру – что «чай, который произрастает диким, выше [качеством]; a чай сада на втором месте». Или вот еще: «Когда вода кипит, она должна выглядеть как рыбьи глаза и испускать тихий звук». Но главное – «если кому надо просто утолить жажду, то он может выпить рис и воду. Если неожиданно напала меланхолия, печаль или гнев, он может обратиться к вину, чтобы выпить. Но если кто желает рассеять вечернюю бесплодную апатию, то для этого предназначен чай».

Расцвет и упадок

При династии Чжао (960–1279 гг.) чаепитие стало по-настоящему изысканным времяпрепровождением: знаменитую сунскую чайную церемонию даже позаимствовали японцы. А вот в самом Китае для чая вскоре настали неблагоприятные времена. Бесконечная череда войн и революций привела к тому, что традиции его употребления были практически забыты. В социалистическом Китае их и вовсе на какое-то время объявили совершенно ненужным излишеством. И лишь в 1970-х годах культура чаепития начала возрождаться снова – правда, в каждом чайном клубе ее понимают по-своему, поэтому единого устоявшегося взгляда на китайскую чайную церемонию не существует до сих пор.

Чайные турниры

В Японию чай был завезен примерно в IX веке из Китая. Сначала его пили только буддийские монахи и приближенные императора. Но в 1191 году был написан трактат «Кисса Ёдзёки» о роли чая в сохранении здоровья, а примерно тремя десятилетиями позже он попал в руки сегуна Минамото-но Санэтомо, и с этих пор чай стал неотъемлемой частью самурайского быта.

Японцы, как известно, способны возвести эстетику в абсолют. Так вышло и с употреблением чая. В XIV–XV веках среди знати повсеместно начали проводиться «чайные турниры»: в роскошно обставленных комнатах собиралась большая компания, и участники должны были по вкусу определить сорт и происхождение предлагаемого им чая. Горожане и крестьяне тоже собирались вместе, чтобы насладиться этим напитком, но делали это без шума и суеты.

«200 чашек чая в день – естественный предел...»

В Европе чай начал завоевывать популярность лишь в XVII веке. Во Франции, например, этому поспособствовал знаменитый Король-Солнце Людовик XIV. Он велел лечить его чаем от подагры, узнав, что японцы и китайцы ей не страдают. Подданные Людовика XIV тут же переняли привычку своего короля и начали устраивать что-то наподобие китайских чайных церемоний, стремясь перещеголять друг друга в роскоши обстановки и посуды. Правда, коснулось это преимущественно мужчин – женщины чай не жаловали, отдавая преимущество какао и кофе. Невестка короля Лизелотта фон Пфальц, попробовав китайскую диковинку, и вовсе заявила, что вкус ее напоминает сено с навозом и такую горечь решительно невозможно пить.

Голландцам чай тоже пришелся по вкусу – особенно врачу по имени Корнелиус Деккер, считавшему его способным вернуть к жизни даже того, кто уже одной ногой стоит в могиле. Пить, по его уверениям, нужно... всего-то по 50 чашек в день. Можно, конечно, и больше, если есть желание, но 200 – уже предел. Неудивительно, что Деккера подозревали в связях с Голландской Ост-Индской компанией, главным поставщиком чая!

Однако лишь в Англии чай стал воистину национальным напитком, вытеснив кофе из людских сердец (и желудков) буквально за несколько лет. В 1802 году он даже вошел в обязательный рацион моряков, а в 1824 году им заменили половину положенной порции рома. Недовольные моряки вынуждены были придумать грог – смесь рома с чаем. Королева Виктория изобрела и ввела в обиход особые правила «чайного этикета», а герцогиня Бедфорд придумала знаменитый файв-о-клок, пятичасовое чаепитие с легкими закусками. Правда, причиной послужило то, что она успевала проголодаться задолго до традиционно позднего английского ужина, а чай лишь послужил предлогом, но новая традиция прижилась настолько, что стала одним из подлинных символов Англии.

Задолго до Петра

В нашей стране чай стал по-настоящему известен только с XVII века, но к его середине в Москве уже можно было купить не менее десяти различных сортов. Петру I принято приписывать едва ли не любое нововведение, но чай в России начали пить еще до его рождения. Фактически, повторилась примерно та же история, что и в Англии: очень быстро из заморской диковинки он превратился в национальный напиток. Более того, для его заваривания даже был изобретен самовар!

В России есть своя особенность употребления чая: у нас его обычно заваривают гораздо более крепким, чем собираются пить, а затем разливают по чашкам и добавляют горячую или холодную воду, регулируя одновременно крепость и температуру чая.

Кстати, в большинстве стран местное название чая происходит от одного из двух китайских вариантов: либо от северного «ча» (как, например, у нас), либо от южного «тэ» (как, например, в Великобритании). Интересно, что таким образом можно узнать, как в эти страны доставлялся чай: по суше (первый вариант) или по морю (второй).



Александра К.
Женщина и Город


Рубрики




Вернуться наверх