Поиск по метро

Детский сад: за и против

от 12.09.2016
Детский сад: за и против

Если оба родителя работают, бабушки-дедушки не горят желанием сидеть с внуками, а денег на няню нет, ответ на вопрос, отдавать ли ребенка в детский сад, очевиден. Но что, если выбор есть? Какие факторы прежде всего необходимо учитывать в принятии решения?

  1. Отделение от родителей и самостоятельность. Посещение детского сада прекрасно содействует отделению ребенка от родителей, которое является непреложным условием его гармоничного развития. Там он быстро понимает, что мама с папой не всегда будут рядом и некоторые проблемы нужно решать без их участия: одеться, покушать, поделить с другими ребятами игрушки, отстоять право на выбор игры. Появляется стимул стремиться к самостоятельности, а это одно из самых полезных качеств для дальнейшей жизни, в том числе и взрослой. Разумеется, в ребенке его можно воспитать и без детского сада, но чаще всего это более тяжелый и тернистый путь.
  2. Социализация. Тот, кто говорит, что детский сад для социализации необходим, либо намеренно вводит вас в заблуждение, либо действительно чего-то не понимает. В советское время альтернатив для классического дошкольного учреждения действительно не существовало, а родителям после работы еще и в бесчисленных очередях предстояло постоять – в таких условиях не до занятий с ребенком. К тому же, детский сад посещали практически все, и «домашние» дети, придя в первый класс, неминуемо оказывались белыми воронами. Однако в наше время имеется куда больше возможностей для социализации ребенка – к примеру, центры детского развития или кружки для дошкольников. Да, начиная с трех-четырех лет общение со сверстниками ребенку совершенно необходимо, однако формат этого общения может быть практически любой. Если вы дружите несколькими семьями и регулярно водите своих отпрысков друг к другу в гости, это уже вполне себе социализация. А вот адаптация к нахождению в коллективе и будущей школьной жизни в детском саду действительно происходит. Ребенка приучают к тому, что есть время для игры, а есть – для работы. Он получает навыки взаимодействия со сверстниками в большой группе, где все разные, постоянно взаимодействуют, и то и дело возникают конфликты. Получить такой опыт вне детского сада достаточно непросто.
  3. Болезни. Детский иммунитет не может развиваться в стерильных условиях, для этого организму необходимо встречаться с болезнетворными бактериями и вырабатывать защиту. Да и детскими инфекциями вроде ветрянки действительно лучше всего успеть переболеть в раннем возрасте, потому что взрослые переносят их гораздо тяжелее. А где, как не в детском саду, найдешь для этого лучшие условия? С другой стороны, некоторые дети не успевают адаптироваться достаточно быстро и начинают бесконечно болеть. Три дня в садике, а затем неделя или две дома, и так бесконечно – вряд ли это очень полезно для неокрепшего детского организма. К тому же, дети туда ходят очень разные – кого-то, например, родители не научили не гладить миленьких бездомных котиков и собачек, и однажды он принесет в группу какую-нибудь микроспорию.
  4. Свободное время родителей. Как ни крути, садик здорово его экономит. Можно спокойно ходить на работу или заниматься делами дома, а вечером с удовольствием посвящать время ребенку, по которому уже успели соскучиться. В то время как неоплачиваемая работа няней 24 часа в сутки 7 дней в неделю некоторых способна заставить возненавидеть весь белый свет (даже если ребенок горячо любимый и долгожданный).
  5. Подготовка к школе. Все садики разные (и воспитатели тоже), но чему-то вашего ребенка точно научат. С другой стороны, если уж вам так хочется, чтобы в первый класс ваш кроха пришел всесторонне развитым, гораздо полезнее будет отдать его на специализированные курсы подготовки к школе, потому что в большинстве садиков учебе и развитию детей уделяется не так уж много времени. Да и нет у воспитательницы возможности уделить достаточно внимания каждому (если не брать частные учреждения, где в группе по пять человек).
  6. Друзья. Возможно, и в вашем окружении найдутся люди, которые дружат с детского сада. Но даже если такая «дружба» доживет лишь до первого класса, она все равно важна для ребенка. Ведь именно сейчас формируется сама его способность общаться и дружить.
  7. Негативный опыт. В детском саду между детьми постоянно происходит обмен опытом – как в хорошем, так и в плохом смысле. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок познакомится с целым арсеналом ругательств или, к примеру, в подробностях узнает, откуда берутся дети. Особенно если одну с ним группу посещают детишки из неблагополучных семей.
  8. Подводные камни. Отдав своего ребенка на попечение чужих людей, будьте готовы к тому, что никогда не узнаете обо всем, что будет там с ним происходить. К примеру, воспитательница, когда ее никто не видит, может вести себя отнюдь не как образцовый педагог, да и дети бывают весьма жестоки. Думать, что ваш ребенок всегда и обо всем вам расскажет, – опасная иллюзия, он может бояться, не придавать значения, считать, что заслужил плохое отношение, или просто не знать, что в праве жаловаться. Например, в одном столичном детском саду воспитательница старшей группы заставляла детей доедать пищу (ужасную на вкус, надо сказать), даже если их вырвало в тарелку, и только одна девочка из всей группы пожаловалась на нее родителям. Разумеется, точно так же ваш ребенок может попасть в группу с замечательной воспитательницей и прекрасными детьми, о которой у него на всю жизнь останутся самые светлые воспоминания.

Поэтому на вопрос, отдавать ли ребенка в детский сад, не может быть общего для всех ответа. Вы должны хорошо знать своего ребенка, степень его самостоятельности и готовности к жизни в коллективе. И точно так же хорошо вы должны изучить то дошкольное учреждение, в которое собираетесь его отдать. Обдумать все возможные альтернативы. Только тогда можно будет принять по-настоящему взвешенное решение.



Александра К.



Вернуться наверх