Поиск по метро

Делать уроки вместе с ребенком?

от 11.08.2016
Делать уроки вместе с ребенком?

Звонок по телефону.
– Здравствуйте, это папа Пети. Вы за своего Вовочку уже сделали математику?
– Сделал.
– Дайте списать!

Этот анекдот печален в той же степени, что и смешон, потому что в каждой шутке, как известно, есть доля правды. Первого сентября многие родители в буквальном смысле возвращаются за школьную парту вместе со своими детьми. Хотя позиции по поводу того, стоит ли помогать своему ребенку с уроками и в какой степени, бывают разными. И у каждой есть преимущества и недостатки.

Позиция первая: «Сам разберется»

«Я не помню, чтобы мы когда-нибудь помогали дочери с домашними заданиями. Вернувшись домой, она всегда садится за уроки сама, ей не нужно об этом напоминать. Мы с мужем часто шутим: хорошо еще, что мы знаем, в каком она классе!»
Елена, 38 лет

Некоторые родители считают домашние задания личным делом ребенка. В школе ему все объяснят учителя, а дома есть учебники и интернет, чтобы разобраться в непонятных вопросах. Если ребенок учится хорошо – замечательно, если не очень – ну, не всем же быть отличниками. Чаще всего такая позиция, разумеется, встречается среди тех родителей, которым с детьми повезло. Какой смысл контролировать ребенка, если он и сам прекрасно справляется? Но есть и такие, которым просто некогда или неохота – вне зависимости от успеваемости их чада. Они могут ругаться, наказывать и требовать, чтобы ребенок сидел за уроками дольше и справлялся лучше, но и пальцем не пошевелят, чтобы хоть как-то ему помочь. Редко, но все же встречаются и такие, кто вовсе флегматично пожимает плечами: «Не будет учиться – пойдет в дворники, ну и что? Дворники тоже нужны».

Совсем не заниматься с ребенком уроками – это, несомненно, удобная позиция, освобождающая для родителей массу свободного времени. Но важно помнить, что помощь иногда требуется даже отличникам. И порой ребенок может остро в ней нуждаться, но просто не знать, что он имеет право обратиться за ней к родителям.

Позиция вторая: «Попросит – поможем»

«Сын учится хорошо и в основном справляется с уроками сам, но у него бывают проблемы с физикой и химией. Тогда он приходит к деду, чтобы тот ему помог. Иногда нужно проверить у него сочинение или еще что-то, а больше мы ничего и не делаем, если Стасик сам нас не просит».
Валентина, 34 года

Чаще всего именно эта позиция является самой грамотной: доверять ребенку и оказывать ему ровно столько помощи с уроками, сколько он попросит. Однако иногда все-таки полезно брать инициативу в свои руки. Ваш ребенок еще только учится учиться, и вы можете поделиться с ним полезным опытом, например, рассказать о более простых способах запоминания информации, помочь выявить закономерности, которых он сам не заметил, или глубже вникнуть в смысл литературного произведения. Возможно, с вашей помощью он сможет подтянуть предметы, которые даются ему хуже других, или будет рад, если вы проверите у него знания перед важной контрольной. Не исключено, что вы сможете пробудить у своего ребенка интерес к областям знания, которые до этого казались ему скучными и бесполезными.

Позиция третья: «Тотальный контроль»

«Если нашу Яну не усадить за уроки, она так и останется перед телевизором. Я постоянно слежу, чтобы она не отвлекалась на глупости, и заставляю все домашние задания выполнять сначала в черновике, иначе она сделает тысячу ошибок».
Алиса, 29 лет

С помощью такого подхода вы всегда будете точно знать, что домашнее задание выполнено, вот только какой ценой? Привыкнув к постоянному контролю, ребенок вырастет совершенно несамостоятельным. Как только вы перестанете стоять у него над душой, он прекратит работу, и не потому, что плохой и безответственный, а потому, что просто не умеет работать без «надсмотрщика». Тотальный контроль не дал развиться у него ни умению концентрироваться, ни усидчивости, ни какой-либо мотивации. Об интересе к учебе и говорить нечего, его не будет никогда. Больше всего на свете такой ребенок будет мечтать, чтобы его наконец оставили в покое, но даже тогда он может просто не найти себе занятий и весь день просидеть у телевизора.

Контроль никогда не должен быть всеобъемлющим, иначе смысл выполняемых действий будет ускользать у ребенка. Единственной целью выполнения домашнего задания для него станет избавление от присутствия «ревизора» за спиной. А если «ревизор» даже после этого не оставляет его в покое и начинает диктовать, чем заниматься дальше, то и уроки будут выполняться максимально долго и плохо. Потому что какой смысл спешить?

Позиция четвертая: «За парту вместе с ребенком»

«Очень хочется, чтобы Вадик был отличником, поэтому я стараюсь делать уроки вместе с ним. Правда, он пока в основном справляется сам, но что, если у него возникнут трудности, а я не смогу помочь? Ведь я уже многое забыла, особенно по программе старших классов. Так что я стараюсь читать учебники».
Мария, 40 лет

Такую позицию чаще всего избирают те, кто очень хочет быть хорошим родителем для своего ребенка. Стремление всегда быть рядом, чтобы помочь, заслуживает всяческих похвал, но важно помнить, что вы уже закончили школу и теперь за партой сидит ваш ребенок, а не вы. Повторное прохождение школьной программы отнимает немало времени, которое можно было бы потратить и на более полезные дела, а решать проблемы лучше по мере их поступления. Возможно, ваш ребенок и дальше будет справляться с уроками сам, в противном же случае всегда можно полистать учебник, чтобы разобраться, или прибегнуть к помощи репетитора.

Какой бы ни была ваша позиция, главное – чтобы она учитывала особенности и потребности вашего ребенка, а не была основана на ваших привычках или представлении об «идеальной семье». Бывают дети, которые в силу своих особенностей не справляются с уроками без помощи и контроля. Бывают и те, кому нравится проводить время с родителями во время подготовки домашнего задания – так и интереснее, и проще. Единственное, что можно считать неприемлемым, – это когда уроки выполняются ЗА ребенка: такой подход точно ничего хорошего ему не принесет.



Александра К.
Женщина и Город



Вернуться наверх