Поиск по метро

Подготовка и прохождение собеседования

от 04.07.2016
Подготовка и прохождение собеседования

Поиск подходящей работы – подчас долгое и эмоционально напряженное занятие. И вот, наконец, она – вакансия мечты, соответствующая квалификации, желаемой зарплате. Соискатель отправляет резюме и с нетерпеливым трепетом ждет ответа. Наконец, его приглашают на собеседование, но это только самое начало пути, самый первый шаг к получению желанной должности. Для того чтобы получить ее, потребуется еще пройти не один этап, и на каждом нужно показать себя в лучшем свете, продемонстрировать профессиональные умения и навыки. Сложно? Безусловно, но это возможно, если правильно подготовиться к собеседованию.

Подготовка к прохождению собеседования

День собеседования с будущим работодателем уже назначен, а значит, самое время подготовить пакет документов, с которыми вы отправитесь на такую важную встречу.

В первую очередь это паспорт, трудовая книжка и документ об образовании. Также могут пригодиться имеющиеся грамоты, благодарственные письма и дипломы, сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации, приветствуется наличие рекомендательного письма от предыдущего руководства. Все перечисленные документы лучше иметь при себе, но предъявлять только по требованию рекрутера. Вполне вероятно, что большинство этих документов вам понадобятся только на следующем этапе.

Документы, какими бы «говорящими» они не были, как бы хорошо не демонстрировали ваш опыт, квалификацию и заслуги – только крохотная составляющая часть успеха собеседования. Помимо этого надо продумать и свой внешний вид, ответы на возможные вопросы и обязательно уделить немало внимания эмоциональной подготовке.

Уместный внешний вид

Встречают, как всем известно, по одежке, поэтому внешний вид должен быть безупречен. Ваш внешний вид на собеседовании должен быть уместным. Обычно рекомендуют выбирать классическую одежду, деловой костюм, офисный стиль, но такая строгость требуется далеко не всегда. Образ продумываем исходя из той должности, на которую претендуем. Планируете работать в офисе? Ваш выбор – деловой костюм. Люди творческих профессий могут позволить себе более экспрессивный наряд. Для того чтобы не ошибиться с выбором одежды для прохождения собеседования, в идеале, нужно узнать заранее какой дресс-код предусмотрен в компании и придерживаться его.

Одежда – это важный, но не единственный фактор, влияющий на внешний вид. Неаккуратная прическа или ободравшийся лак на ногтях способны «убить» любой, самый продуманный образ. Таким мелочам нужно уделять внимания не меньше, чем выбору одежды.

  • Чистая обувь, неброские аксессуары, простая и аккуратная прическа – это те параметры, которые понятны без слов. В образе не должно быть даже намека на небрежность или вульгарность. Не стоит надевать все украшения, которые есть дома. Кольца на всех пальцах или бусы, напоминающие больше елочное украшение, выглядят безвкусно и отталкивающе. Идеальный выбор – неброские наручные часы, тонкая цепочка или нитка жемчуга, пусть даже искусственного.
  • Маникюру следует уделить внимание не меньшее, чем всему образу в целом. Если вы используете лак для ногтей, то выбирайте нейтральные оттенки.
  • Макияж лучше выдержать в нейтральных тонах. Собеседование – не показ мод.
  • Парфюм выбирайте, конечно же, исходя из собственных предпочтений, главное использовать его в меру.
  • Заранее стоит позаботиться и о том, в чем вы понесете документы. Оптимальный вариант – взять с собой небольшую сумку и папку для бумаг. Ни в коем случае не складывайте все в пакет. «Тетка с авоськой» вряд ли сможет произвести впечатление серьезного профессионала. Оставьте пакеты для походов в магазин.

О чем говорить на собеседовании

Продумать свою речь желательно заранее, а также подготовиться к вопросам, которые могут быть заданы. Составьте список стандартных вопросов и продумайте ответы на них, ведь идеальный экспромт – всегда хорошо подготовлен! Составляя ответы, старайтесь избегать «размытых» фраз, только четко и по делу и ни в коем случае не лгите (ложь обязательно всплывет). Очень важно говорить уверенно, не использовать слова-паразиты, не мычать что-то невнятное. Отдельно стоит потренироваться говорить с разным темпом. Это поможет подстроиться под темп речи рекрутера. Такая подстройка пойдет на пользу.

Часто будущего сотрудника просят рассказать о себе. Запомните, как правило, работодателю не важно, где вы родились, как росли и учились в школе. Начать следует с краткого рассказа о полученном образовании, и перейти непосредственно к трудовой деятельности. Необходимо сказать о своем рабочем опыте, описать свои сильные стороны, убедить человека проводящего собеседование в том, что лучше кандидатуры ему не найти. Говорить ли о хобби? Это спорный вопрос. Если ваши увлечения или качества, которых они требуют, имеют отношение к будущей работе, говорить стоит однозначно. Если вы разводите рыбок, а претендуете на офисную должность, ваши увлечения вряд ли будут важным пунктом в рассказе о себе.

Профессиональные термины в речи – еще один двоякий вопрос. Обычно специалист употребляет терминологию в обычной речи, особенно, если за плечами внушительный опыт работы. Но к использованию такой терминологии нужно подходить осторожно. Обычно первое собеседование проводит рекрутер, и обилие сложной профессиональной терминологии способно превратить вашу речь в его восприятии в «птичий язык». Если на собеседовании вы разговариваете со специалистом в вашей области, терминология уместна, но, как известно, все хорошо в меру.

Типичные вопросы и как на них отвечать

« Как Вы видите свое будущее в нашей компании через 5 или 10 лет?»

Человек, проводящий собеседование, задает этот вопрос, чтобы узнать насколько амбициозная перед ним личность. Любая компания заинтересована в увеличении прибыли, поэтому человек, нацеленный на свой личный успех, а не просто «просиживающий» свои рабочие часы, настоящий клад. Именно такие люди ведут компанию вперед, обеспечивая ей стабильный рост. Второй момент – возможность узнать о ближайших планах соискателя. Планирует ли он долго работать в компании или эта должность для него – всего лишь «временное пристанище». При ответе на этот вопрос не стоит скромничать. Позвольте себе помечтать, рисуйте идеальные перспективы, главное, чтобы они были связаны непосредственно с компанией, в которой вы планируете работать. Рассказывать о том, что вы планируете завести вторую собаку или прыгнуть с парашюта не стоит. Все это – ваша личная жизнь, не имеющая к должности, на которую вы претендуете, прямого отношения.

«Почему Вы ушли с предыдущей работы?»

Казалось бы, простой формальный вопрос, однако, он имеет глубокое «второе дно». Он позволяет узнать о лояльности будущего сотрудника. Ответ на этот вопрос должен быть нейтральным. Ни в коем случае не ругайте своего предыдущего начальника! Самым правильным будет сказать, например, что вас не устраивало отсутствие карьерного роста, и вы достигли на прошлой работе потолка. Можно указать причиной ухода небольшую заработную плату, либо ее задержки – здесь можно позволить себе говорить открыто.

«Как Вы справляетесь с трудностями?»

Отвечая на этот вопрос не нужно идеализировать себя и свой прошлый опыт. Здесь куда важнее правдивый рассказ о том, как вы совершили ошибку, осознали и устранили ее, избежав при этом негативных последствий. Любой человек совершает ошибки, однако, не все умеют их признавать, исправлять и делать правильные выводы. Поэтому умение говорить о своих промахах – дополнительный плюс.

«Случались ли у Вас конфликты на рабочем месте и как Вы их разрешали?»

Отвечая на этот вопрос, не стоит говорить, что вы неконфликтный человек и разногласий с коллегами у вас никогда не было. Конфликты частенько случаются в рабочем процессе, другое дело как вы на них реагируете и что делаете, чтобы их завершить. Подготовьтесь к этому вопросу заранее, составьте ответ, избегая экспрессивных высказываний. Ваша задача – показать себя уравновешенным, трезво оценивающим ситуацию человеком, готовым найти выход из любой спорной ситуации, не опускаясь до «разборок».

«Перечислите Ваши сильные и слабые стороны»

Здесь опять же важно быть честным и не говорить, что у вас нет недостатков – они есть у всех. Главное, чтобы это были не те черты характера, которые могут помешать вашей профессиональной деятельности. Говоря о своих недостатках, тут же скажите о том, каким образом вы с ними боретесь.

«Какой уровень заработной платы Вас устроит?»

Вопрос задается с целью узнать, что для соискателя является приоритетным: удобный график, социальные гарантии, материальные поощрения. Отвечайте на этот вопрос исходя из своих предпочтений, но будьте разумны. Для того чтобы умерить «неуемный аппетит», можно заранее сделать небольшой мониторинг, сравнив уровень заработной платы на аналогичных должностях в разных компаниях. Помните, любой работник должен приносить компании доход, и если вы выставляете завышенные требования, вы как минимум должны аргументированно доказать, что при таком уровне заработной платы вы будете обеспечивать компании прибыль.

Будьте готовы к неожиданным вопросам

Иногда соискателю задают, на первый взгляд, нелепые вопросы. Их цель, понять, как вы поведете себя, сможете ли справиться с волнением. Например, в некоторых компаниях не стесняются задавать вопросы, касающиеся вашего детства, отношений с родственниками, вплоть до десятого колена, интересуются, есть ли у вас муж и так далее. Отвечая на эти вопросы, сохраняйте спокойствие.

Вопрос о жизненных принципах и приоритетах вполне может склонить чашу весов в вашу сторону, но не всегда стоит предельно честно отвечать на него. Иногда уместнее немного слукавить. Самый простой пример – отношение к семье. Почти всегда рекрутер задает вопрос о семейном положении. Обычно считается, что цель его – понять не планирует ли женщина в ближайшее время уйти в декрет, а если у нее есть дети – не будет ли она слишком часто оставаться на больничном.

На самом деле ответ на этот вопрос может оказать серьезное влияние на принятия решения не только по этим, кажущимся очевидными причинам. Не стоит рассказывать, что вы трудоголик и не планируете заводить семью, если для руководителя семья и дом являются ценностью. Не знаете, как правильно ответить? Всегда можно обойтись обтекаемыми фразами о том, что вы, конечно же, планируете семью и детей, но в будущем.

И не бросайтесь громкими фразами. Не стоит говорить, что вы кристально честный человек и не приемлете ложь в любом ее проявлении. Такая фраза – ложь сама по себе, и способна немало ухудшить мнение о вас.

Прочь ненужные эмоции!

Эмоциональное состояние перед собеседованием также очень важно, ведь страх может перечеркнуть всю подготовку и свести все труды на нет. Накануне собеседования желательно хорошо выспаться.

Для того чтобы справиться с внезапно нахлынувшим волнением попытайтесь убедить себя, что вы первоклассный профессионал и ничто не помешает вам показать свои достоинства как сотрудника. Вспомните все удачные начинания на предыдущей работе, здесь хорошо использовать визуализацию. И помните, что волнение – это нормально, и никто не ожидает от вас железного спокойствия.

Как себя вести, и чего нельзя делать

Для того чтобы собеседование прошло удачно, на него нельзя опаздывать ни под каким предлогом. Лучше приехать или прийти заранее и подождать. Заходя в кабинет, следует улыбнуться и поздороваться. При общении с рекрутером придерживайтесь принципа «психологической открытости» - не скрещивайте руки, лучше положите их на стол. Это – элементарная вежливость и не стоит ей пренебрегать.

На собеседовании действует «правило первой минуты». Именно одна минута необходима рекрутеру, чтобы дать вам первую оценку. Уже потом он будет оценивать ваши профессиональные компетенции, психологические особенности и многое другое, но первое мнение изменить уже не получится.

Отключите звук на телефоне и не доставайте его до окончания беседы. Не стоит поглядывать на наручные часы, по максимуму сосредоточьтесь на собеседовании, не позволяйте мелочам отвлечь вас.

Если вам отказали

К сожалению, не всегда, даже при удачно пройденном собеседовании работа остается за соискателем. Причин тому может быть несколько:

  • квалификация ниже, чем требуется;
  • работодатель не увидел в вас необходимого потенциала;
  • отсутствие необходимых черт характера;
  • несовпадение ценностей и многое другое.

К сожалению, настоящие причины озвучиваются работодателем очень редко. Вам никогда не скажут, что отказали потому, что вы молодая женщина, которая недавно вышла замуж, а это значит, что, скорее всего, соискательница быстро уйдет в декрет, принеся тем самым лишнюю головную боль.

В случае отказа, следует внимательно проанализировать, как все прошло – все ли было сказано, что планировалось, не помешало ли волнение. Не постесняйтесь позвонить специалисту, проводившему беседу, и выяснить истинные причины отказа – это значительно увеличит шансы не повторить тех же ошибок. Случается, что такой звонок все-таки приносит плоды и соискатель получает работу, так как многим работодателям важны сотрудники, умеющие и главное стремящиеся работать над своими ошибками.

Главное, не нужно считать себя неудачником. Возможно, это было просто «не ваше» место, главное быть целеустремленным и уверенным в своих силах.



«Женщина и Город», Месис Е.


Вернуться наверх