Отношения с коллегами – золотые правила на все случаи
Человек проводит на работе большую часть времени, и очень важно выстроить доброжелательные, конструктивные отношения с коллегами. Иначе придется все будни проводить в напряжении, и даже возможно придется покинуть место работы.
Первый день на работе – все начинается сейчас
Первый день на работе особенно важен для того, чтобы произвести нужное впечатление и завести нужные связи. Появившись на работе, ведите себя доброжелательно, оптимистично и спокойно. Воспринимайте будущих сослуживцев как возможных друзей, а непривычную пока обстановку как увлекательный этап в вашей жизни.
В этот день просто наблюдайте за окружающими, присматривайтесь к их привычкам, запоминайте их должности и имена. И ни в коем случае не допускайте типичных ошибок в общении:
- Стремление продемонстрировать свой интеллект и жизненный опыт, попытки поучать;
- Чрезмерная инициативность, которая нарушит обычное течение дня;
- Откровенность и болтливость.
Лучше сосредоточьтесь на своей работе, чем на окружении: заведите порядок на столе, рассортируйте документацию, начните разбираться в том, что вы должны делать – не стесняйтесь задавать вопросы вашему непосредственному начальнику или куратору. Так вы с первого дня создадите о себе благоприятное впечатление как об ответственном и заинтересованном работнике.
Основные секреты отношений с коллегами
Существует несколько основных секретов взаимоотношений с коллегами:
- Делайте все осознанно, а не в соответствии с минутным настроением. Составьте собственный список принципов, которых следует придерживаться при общении на работе. Чтобы сделать это, ответьте на несколько вопросов:
- Когда нужно оказывать помощь коллегам?
- А когда отказывать им?
- Как отказать, чтобы не оскорбить и не испортить отношения?
- На какие темы лучше не заводить и не поддерживать разговоры?
- Какие шутки будут неуместными на работе?
- Какое поведение на работе допустимо, а какое – нет?
- Записав ответы на вопросы, вы создадите свой перечень принципов общения. Запомните их и иногда перечитывайте. Обязательно вспоминайте все нелицеприятные ситуации, участником которых вы становились, задумайтесь, в чем была ваша ошибка и как вы могли бы ее предотвратить или исправить. Это поможет не допустить подобных промахов в будущем.
- Нельзя никого перевоспитывать, принимайте людей со всеми их достоинствами и недостатками. Любая попытка исправить другого человека приведет к скрытому или полноценному конфликту. Помните, что все ваши коллеги – это сложившиеся личности со своими привычками и взглядами;
- Нет – панибратству. На работе должен быть деловой стиль общения, а не приятельский. Если же вы хотите завести тут друзей, то должны помнить, чем это обернется – вам придется выполнять множество поручений по-дружески, закрывать глаза на ошибки коллег;
- Не сплетничайте и не давайте повод для сплетен. Зачастую женщины на работе делятся личными новостями, сетуют на разногласия в семье, обсуждают поведение или внешний вид коллег. Все это умножает сплетни в коллективе, и он становится все менее дружным.
Ошибиться может каждый
Если вы не находите общий язык с коллегами, проанализируйте свое собственное поведение. Ведь очень часто люди допускают ряд порой непоправимых ошибок. Вот чего следует избегать:
- Панибратства. Не спешите обращаться к коллегам на «ты» - многим это может не понравиться. Также не следует вторгаться в частное пространство сослуживцев, быть осмотрительными при обращении с их вещами;
- Доминирования. Избегайте стремления поучать, пусть даже у вас есть бесценный опыт, которым вы желаете поделиться. Делайте это в ненавязчивой форме, иначе у людей может возникнуть желание отыскать в вас самих недостатки;
- Показного безразличия к работе. Очень часто люди внешне приветствуют всяческие проявления недовольства работой и обсуждения личной жизни, но на самом деле их может раздражать и даже оскорблять такое отношение к общему делу;
- Стремления воздействовать на людей с помощью слез и истерик. Это одна из форм энергетического вампиризма, и коллеги вскоре начнут сторониться вас, и вполне возможно, посмеиваться и обсуждать такое поведение;
- Угодничества начальству. Сохраняйте чувство собственного достоинства – раболепство неприятно даже руководителю, а тем более оно осуждается сослуживцами;
- Сплетен. Обсуждения коллег и начальства быстро облетят весь коллектив и создадут о вас не очень хорошее впечатление;
- Флирта. Человек, который слишком явно проявляет интерес к представителям противоположного пола, по умолчанию относится к разряду легкомысленных, не умеющих концентрироваться на задачах и неглубоко мыслящих людей;
- Некрасивой речи. Речь – один из показателей зрелости человека, его эрудиции и начитанности. Нужно уметь внять выражать свои мысли и следить за своими высказываниями, избегая стремления демонстративно умничать, быть подчеркнуто грубыми или излишне простыми.
Проблемы в общении – что делать?
Все люди время от времени сталкиваются с проблемами в деловом общении. Это может быть связано с их личностными особенностями, характером партнеров, ситуацией и другими причинами. Главное в таких ситуациях – не испортить отношения и продолжать выполнять общие задачи на высоком уровне.
Разногласия с коллегами
Конфликт с коллегой может закончиться не очень приятно – отстраненностью, грубостью и стремлением выжить вас из компании. При их возникновении важно выйти из них максимально безболезненно. Для этого необходимо придерживаться советов:
- Сохраняйте самообладание. Во время конфликта будьте бесстрастным и сдержанным, скройте ото всех обуревающие вас эмоции. Постарайтесь овладеть собой, и уже затем подумайте о том, как быть;
- Не платите той же монетой – если с вами начинают грубо разговаривать, не повышая голоса, ответьте, что не будете разговаривать в таком тоне и предложите поговорить после того, как собеседник успокоится;
- Ни с кем из коллег не обсуждайте произошедший инцидент;
- Успокоившись и хорошо поразмыслив над ситуацией, предложите оппоненту побеседовать и разобраться во всех разногласиях;
- Если это не поможет, сообщите начальнику или в отдел кадров – они рассмотрят конфликт с независимой точки зрения и найдут нужное решение.
Проблемы с начальником
Конфликт с начальником – гораздо более сложная ситуация. Во время конфликта не пытайтесь спорить с руководителем и тем более повышать голос. Просто выслушайте его и уйдите. Затем в спокойной обстановке обдумайте ситуацию – возможно, вы и вправду сделали ошибки в работе.
Если вы осознали свою вину, прямо сообщите об этом руководителю и скажите, что исправитесь. Может быть, вы предложите варианты выхода из создавшейся ситуации, уточните условия оценивания вашей деятельности и, в крайнем случае, попросите о помощи.
Вам попало незаслуженно? Налицо недовольство вашей личностью, а не выполняемой работой? Постарайтесь не допустить того, чтобы быть постоянной жертвой – останавливайте разборы вашей личности, сохраняя при этом спокойствие. Кроме того, как можно чаще уточняйте ваши обязанности, границы и критерии оценки работы, сроки ее выполнения.
Коллеги подсиживают
Для добросовестных людей становится неожиданной такая ситуация, когда ради построения собственной карьеры коллеги пытаются устранить их любыми способами. Что делать в этом случае? Следуйте нескольким простым рекомендациям:
- Выясните, насколько серьезна проблема. Возможно, что неприятный случай, произошедший с вами, просто стечение обстоятельств;
- Побеседуйте с противником на нейтральные темы в неформальной обстановке – так вы сможете узнать его характер и серьезность намерений;
- Если он закомплексованный неудачник, обиженный на судьбу, вы можете стать ему лучшим другом – нужно просто быть теплее и искренне интересоваться его делами;
- Если же он хладнокровный делец, здесь нужны рациональные действия:
- Старайтесь быть незаменимым сотрудником, который трудится на отлично;
- Заводите теплые отношения в коллективе, будьте веселым и позитивным человеком;
- Ни в коем случае не говорите каждому коллеге, что ваша репутация чиста, а все разговоры – это лишь результат интриг. Это может привести к обратному результату;
- Все своим видом демонстрируйте, что вы не воспринимаете козни конкурента всерьез;
- Между тем будьте предельно серьезны в ведении дел – заполняйте всю документацию, копируйте важные отчеты, убирайте ценные бумаги в сейф. Собирайте факты о том, что вы следуете корпоративной дисциплине.
Не допускайте типичных ошибок – не делайте того, что моббер от вас ждет – не отвечайте ему его же методами: не сейте сплетни и не плетите интриги.
Щекотливые ситуации
Вы женщина и попали в мужской коллектив, или наоборот? Тогда вам необходимо учитывать некоторые особенности противоположного пола, чтобы добиться и хороших деловых взаимоотношений, и результативности в работе.
Женщина в мужском коллективе
Многие женщины считают, что работа в мужском коллективе – настоящий подарок судьбы. Они думают, что представители сильного пола только и мечтают о том, чтобы помочь им и облегчить жизнь. На самом деле, все мужчины крайне серьезно относятся к работе и ко всем относятся одинаково. Примите к сведению следующую информацию, чтобы не наломать дров:
- Мужчин даже раздражает, если женщина много внимания уделяет подчеркиванию своей женственности. Лучше изменить гардероб – включите в него элементы мужской одежды: жилет, пиджак, галстук или шейный платок;
- На работе для мужчин все равны, и ведется жесткая борьба за карьерный рост или денежное вознаграждение. Вам необходимо показать свой профессионализм, и уважение коллег будет гарантировано;
- На службе представителей сильного пола в первую очередь волнует результативность работы сослуживцев, и поэтому флирт и кокетство здесь совершенно неуместны;
- Нельзя открыто говорить мужчине об его ошибках и промахах, тем более в присутствии третьих лиц. Сделав это, вы навсегда потеряете уважение к себе. Лучше вежливо и тактично предложите внести коррективы в документ, оставшись с коллегой наедине.
Мужчина в женском коллективе
Мужчине очень сложно приходится в женском коллективе, где он становится главным объектом интриг, миротворцем и палочкой-выручалочкой. Поэтому лучше держаться несколько отстраненно и в то же время дружелюбно. Для этого необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:
- Ни в коем случае не обсуждайте никого из коллег;
- Демонстрируйте увлеченность работой и не рассказывайте о частной жизни;
- Не проявляйте интерес к коллегам;
- Подчеркивайте, что вы такой же специалист, как и все другие.
А чтобы дамы не затаили на вас обиду, отказывайте им с милой улыбкой, общайтесь с женщинами на безобидные темы, больше шутите.
Как стать лидером
Если вы хотите стать уважаемой личностью, которой будут доверять и обращаться за советом, то вы должны знать, что этого вполне можно добиться. Нужно учитывать, что наибольшей популярностью в коллективе пользуются те люди, которые отличаются следующими качествами:
- Инициативностью и трудолюбием. Всегда выполняйте работу так, как это было бы лучше для общего дела, не бойтесь брать на себя ответственность;
- Честностью, прямотой и пунктуальностью;
- Исполнительностью. Выполняйте все дела в срок, но не давайте невыполнимых обещаний;
- Интересом к другим людям. Спрашивайте о проблемах коллег, предлагайте свою помощь. Обязательно запоминайте даты, важные как для фирмы, так и для каждого отдельного коллеги;
- Коммуникативными навыками. Обязательно запомните имена всех людей, с которыми приходится общаться. В беседе проявляйте открытость и доброжелательность, общайтесь с теми людьми, с которыми мало кто взаимодействует;
- Организаторскими способностями. Будьте посредником между микрогруппами в коллективе для их сплочения, организуйте для этого турпоход или тренинг.
И помните, от того, насколько грамотно будут выстроены отношения в коллективе, во многом зависит и рабочая атмосфера, и эффективность производственного процесса. Согласитесь, между склоками и сплетнями очень сложно нормально работать.
«Женщина и Город», Макарова Е.