Поиск по метро

Диплом в рассрочку, или коррупция в сфере высшего образования

от 01.08.2016
Диплом в рассрочку, или коррупция в сфере высшего образования

Раньше последний звонок у выпускников символизировал начало волнительной поры вступительных экзаменов. Сейчас благодаря ЕГЭ – этот период наступает гораздо раньше. И если одни абитуриенты сидят за книгами и штудируют программу, то другие активно ищут иные способы поступления в ВУЗ.

Взяточничество на этапе поступления

Раньше, когда все места в институте были бюджетными, обучение на многих престижных факультетах было все равно платным. Только деньги вносились сразу. В конверте. Нужному человеку. И учился ребенок, вроде как бесплатно. Безусловно, были и те, кто поступал «своим умом», но процент таковых студентов на популярных специальностях был невелик.

С приходом платного обучения система вроде как должна была «оздоровиться». То есть, есть силы поступить - дорога открыта на бюджет, нет – плати и иди на контракт. Однако не все так, как хотелось бы. Процент тех, кто учится на оплаченных государством местах, но при этом внес «взнос» на этапе поступления, все так же велик. В результате выпускник, набравший высокий бал по ЕГЭ и имеющий потенциал, может оказаться за пределами ВУЗа, если родители не смогут оплатить контракт.

Искоренить взяточничество на этапе поступления не удалось ни за счет введения официальной оплаты за обучение, ни с помощью Единого госэкзамена. Таким образом и получается, что первый взнос за «диплом в рассрочку» делается еще до зачисления в ВУЗ.

Период обучения

Многие студенты сталкиваются с проблемой, когда нужна положительная оценка, а получить ее по-человечески – никак не получается. Одни ссылаются на то, что преподаватель самодур и даже тройку попробуй получи, другие, признаются, что и не пытались вникнуть в тему, а диплом то нужен, значит, и положительная отметка за экзамен, зачет, лабораторную. Вот тут и появляется вариант, как выйти из ситуации. И, к огромному сожалению, это не зубрежка и разбор материала, а взятка.

Казалось бы, что тут такого – заплатил за отметку, кому от этого хуже? А представьте, пришли вы на прем к хирургу, который вот так платил за отметку или отдали ребенка к репетитору, который тоже хорошо знаком с системой «конвертов». Кому хуже?

Однако, плата за «тройку», так как согласно данным опроса именно за «удовлетворительно» чаще всего дают взятку преподавателю, не единственная разновидность коррупции в универах. Платить приходится:

  • во время защиты (разработки) диплома;
  • чтобы избежать отчисления;
  • решить вопрос об отсрочке или досрочной сдаче сессии;
  • за получение разрешения на пересдачу зачета или экзамена.

Причем с ситуаций, когда нужно «дать конверт» сталкиваются студенты государственных и частных институтов, бюджетники и контрактники, очники и заочники. Причем существует такая закономерность: чем выше курс обучения, тем больший процент молодых людей вовлекается в дачу взяток.

Согласно опросов, был выявлен ряд тенденций:

  • те, кто планирует трудиться по специальности реже прибегает к «системе конвертов», чем те, кто учится ради диплома;
  • в крупных городах студентов, сталкивающихся с коррупционными схемами несколько больше, чем тех, кто обучается на периферии;
  • была обнаружена также связь между специальностью и степенью участия студентов в даче взяток. Оказалось, что реже всего предлагают деньги в конверте молодые люди с общественно-гуманитарных факультетов (институтов); больший же процент выявлен среди будущих юристов. Причиной того, что именно они готовы заплатить определенную сумму, является ценность самого диплома. В результате те, кто должен в последствие стать на защиту закона, больше всего участвуют в коррупционных схемах.

Большая проблема состоит в том, что многие студенты не считают «плату за оценку» преступлением, а некоторые воспринимают ее как норму. Также следует учитывать, что существует и другая, более серьезная проблема, к которой может привести, казалось бы, простое и безобидное взяточничество. Юноша или девушка в период обучения в ВУЗе только вступает во взрослую жизнь, учится самостоятельно принимать решения, выстраивает свою модель поведения. И получается так, что впитывает в себя эту «упрощенность» и применяет ее и в дальнейшем.

Причины «непобедимости» системы конвертов

Аналитики выделяют две основных причины возникновения и существования коррупции в ВУЗах:

  1. Связанные с организацией образования – большой круг полномочий, непрозрачность системы (касается поступления), отсутствие контроля.
  2. Общественные – терпимость и поощрение коррупции, разочарование в правовых институтах.

Из этих основных причин вытекает целый ряд вторичных:

  • высокий уровень взяточничества в стране в целом;
  • лояльное отношение к «конвертам» – многие считают такой путь самым простым и доступным;
  • низкий уровень зарплаты преподавателей;
  • субъективный характер оценивания знаний.

Способы устранения

Наиболее частый случай, при котором преподаватели берут взятки – это оценивание знаний. Поэтому и меры пресечения должны быть направлены на сведение к минимуму такой разновидности коррупции. Можно использовать следующие методы:

  • экзамены принимать комиссией – в роли контролирующего может быть привлечен специалист с предприятия, заведующий кафедрой, преподаватель с института со схожей тематикой;
  • разделить функции – один преподаватель ведет занятия, другой принимает экзамен – однако в таком случае необходима полная регламентация и синхронизация учебных программ;
  • доступ к экзаменационным работам – метод возможен, если экзамен проводился письменно. Заведующий кафедрой (замдекана по учебной части, декан) должен иметь доступ до всех выполненных работ;
  • использование системы централизованного тестирования.

Помимо усовершенствования учебного процесса, необходимо устранить также и другие причины взяточничества:

  • повысить престижность сотрудника ВУЗа и уровень заработной платы;
  • усилить общественный мониторинг образовательного процесса;
  • обеспечить публичность данных Единого государственного реестра, в который внесены лица, совершившие коррупционные правонарушения.

Ежегодно сотни тысяч выпускников ВУЗов получают дипломы и начинают свою трудовую деятельность. Однако существует определенный процент специалистов, уровень знаний которых оставляет желать лучшего. Возможно, основная проблема коррупции в высших учреждениях кроется в сознании самих обучающихся, а также не понимании истинной цели обучения.

Коррупцию в образовании следует рассматривать не только в правовом отношении, хотя сейчас, когда устанавливается тариф за тройку, четверку или пятерку – это безусловно гораздо актуальнее, но и в морально-психологическом плане. За границей считаются неправомерными услуги по написанию рефератов и курсовых, а также списывание и любой другой вид плагиата. У нас же такая практика – это норма, причем многие не считают выполнение работ на заказ зазорным.

До тех пор, пока у подрастающего поколения не будут расставлены правильно приоритеты, что ВУЗ – это знания, а не «корочки», что учится нужно для себя, а не для бумажки, коррупция в высших заведениях будет процветать.



«Женщина и Город», Макарова Е.


Вернуться наверх