Отпугиватели садовых вредителей ЭкоСнайпер
Поиск по метро

Губительное великолепие, или история губной помады

от 09.02.2017
Губительное великолепие, или история губной помады

«Губки бантиком, бровки домиком»... Стилизованный портрет ребенка – Мэрилин Монро, рождающей трепет в мужских сердцах. А этот поцелуй с экрана на прощание... «пум-пум-пи-ту» – соблазнительные пухлые губки – и никаких американских оскалов в стиле «che-e-es». Да, женщины в прежние времена соблазняли совсем по-другому.

Скажи «изюм»

И в самом деле, широкая улыбка, существующая отдельно от лица и передающая скорее агрессивную энергию, – завоевание эмансипированных 70-х. В XIX и начале XX века царил совсем другой стереотип – пухленькие женские губки, напоминающие бутон цветка (нежные лепестки которого скрывали остренькие зубки и змеиное жало своих обладательниц). С фотографических карточек рубежа веков на нас смотрят красавицы, прилежно повторяющие за фотографом: «Пуссс». И никакого «сыра»! Вообще, дамам рекомендовали как можно чаще пользоваться словечками, начинавшимися со звука «п». И артикулировать их особым образом – так, словно, прежде чем произнести банальное «пюре» или «пудинг», нужно выпустить дюжину мыльных пузырей.

Феминистки 20-х годов с презрением наблюдали затем, как женщины в погоне за вниманием мужчин впадают в детство и надувают губки по поводу и без. По мнению «новых амазонок», готовое сорваться с губ очередное «пуссс» мгновенно придавало лицу женщины глупейшее выражение – и, руководствуясь этим признаком, они никогда не раздавали феминистскую литературу жертвам патриархата. А те, в свою очередь, не особенно страдали без подобного чтива: необходимый набор слов эллочек-людоедок, в соответствии с рекомендациями модных женских журналов, ограничивался сериями из «плюшек» и «помпонов», которые нужно было повторять регулярно. Эффект поразительный: при виде интересного объекта мышечная память срабатывала и губки воспроизводили что-нибудь очаровательно-бессмысленное: «Пух!» Клиент сражен наповал.

Алхимия красоты

А если эти очаровательные губки еще и накрасить... Ярко пламенеющие губы всегда были символом хорошего здоровья и сексуальной привлекательности. С древнейших времен не только женщины, но и мужчины активно пользовались различными природными красками, чтобы зрительно акцентировать губы. Древние греки подкрашивали губы соком из корня растения под названием «польдероз». Римляне использовали фукус. В Индии жевали бетель – и в результате не только губы, но и зубы темнели, покрываясь стойким налетом. В елизаветинский век губы подкрашивали смесью алебастра или гипса с красящим пигментом. Эта смесь растиралась в пасту, скатывалась в карандаш и затем высушивалась на солнце.

Многочисленные рецепты подкрашивания губ передавались из уст в уста и переходили от матери к дочери как величайшие из секретов женских чар. Существовала даже подпольная мода на эти косметические средства – подпольная, потому что ни одна порядочная женщина не призналась бы в том, что подкрасила губы, даже соком вишни. В XIX веке стал невероятно популярен так называемый «Красный баварский ликер» – эссенция из сока нескольких растений, которая придавала губам стойкий пурпурный оттенок. Один из самых известных рецептов помад домашнего приготовления также пришел из XIX века – это смесь воска, свиного сала, спермацета, миндального масла, бальзама, корня алканы, изюма и сахара. Последние, надо полагать, добавлялись скорее для вкуса, чем для цвета.

В дамских журналах конца XIX века даже существовала специальная рубрика, в которой регулярно публиковались алхимические композиции «смесей красоты» одна другой причудливее. Корень алканы считался одним из самых стойких красителей, помимо него применяли также свекольный и морковный сок, клубнику и сок корня мальвы. Эти композиции готовились особым образом: сначала на медленном огне растапливались воск, жир и масло, затем туда добавляли мед, глицерин и различные фитоэссенции.

Отдельно надо сказать о карминном красителе для губной помады. Он изготавливался из кошенили – краски органического происхождения на основе высушенных останков женских особей одного из видов насекомых, обитающих в Мексике и Центральной Америке. Они в изобилии откладывали яйца, которые имели тот самый сияющий ярко-красный цвет. Но для приготовления фунта кошенили необходимо было получить вожделенный карминный экстракт из семи тысяч насекомых, поэтому краска была отнюдь не дешевой. И тогда ученые разработали химический состав искусственной карминовой краски, которая так же, как и натуральная, затем смешивалась с воском или маслом для получения красящей основы губной помады.

Прикинуться ветошью

И все же помада не должна была быть слишком яркой. В самом начале своей деятельности косметические компании стремились сделать помаду как можно более естественной и незаметной на губах – и все для того, чтобы немного утихомирить пуритан (в особенности родителей тех молоденьких девушек, которые тайком начали подкрашивать губы). Особой популярностью в свое время пользовалась помада «Танджи». После нанесения на губы она меняла свой изначальный нежно-персиковый цвет на красный. Но и получившийся оттенок сильно отличался в зависимости от того, каким был природный цвет губ девушки. Конечно, это был беспроигрышный рекламный ход: помада сама выбирала, какой тон подойдет счастливой обладательнице. Секрет был в составе помады: бромистоводородная кислота (bromo-acid, производное синтезированной органической краски) меняла цвет в зависимости от уровня щелочной составляющей в слюне.

Помада постепенно завоевывала позиции. Сначала ее должно было быть «чем меньше, тем лучше». При помощи помады всего лишь имитировали естественный блеск и яркость губ. Потом в дамских журналах начали появляться советы, как исправить форму губ при помощи помады: сделать их зрительно более полными, выпуклыми, соблазнительными (это слово, конечно, не употреблялось). Все это были советы для домашнего использования, поскольку краситься на людях считалось верхом неприличия.

Но в 1880 году знаменитая французская актриса Сара Бернар произвела настоящий фурор: прямо на сцене, по ходу действия спектакля, она – о, ужас! - невозмутимо подкрашивала губы карминной краской при помощи кисточки. В те годы это считалось столь же непристойным, как в наше время... а что в наше время может считаться столь же непристойным? Трудно сказать. Блюстителей нравственности на рубеже веков раздражала не только сама помада и тот факт, что женщины стремятся с ее помощью акцентировать свою сексуальность, но даже тюбик, в который помада была запечатана и который, кстати, был одним из ноу-хау начала XX века.

В 20-е годы за коктейлем модно было обсуждать идеи знаменитого австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, и вскоре невинная упаковка губной помады у многих стала ассоциироваться с фаллическим символом. Изобретатели даже стремились подчеркнуть сходство: в 20—30-е годы в патентные бюро Европы и Америки было подано немало заявок на различной формы тюбики для губной помады.

Стремление усовершенствовать то, что дано природой, стало источником и других не менее оригинальных изобретений. Так, Хазел Манн Монтеалегри изобрел угрожающего вида устройство, предназначенное для исправления формы губ. Во все времена идеальной считалась форма верхней губы в виде «лука Купидона». При помощи этого запатентованного устройства можно было, по словам автора изобретения, «добиться идеальной формы губ без хирургического вмешательства». Были ли счастливчики, которым это удалось, неизвестно.

Помада как высокотехнологичный продукт

Но даже без подобных сложных устройств вмешательство человека в природный замысел при помощи косметики со временем становилось все более очевидным. Недостатки «конструкции» налицо: кожа губ необыкновенно тонкая и уязвимая, потовых желез здесь нет вообще, и влажность губ обеспечивается в основном слюной. Сальных желез на губах также очень мало, поэтому губы сами по себе чаще всего сухие. Кроме того, кожа губ содержит очень мало пигмента, поэтому она радует яркостью только в молодости, при повышенном тонусе всего организма. К старости же тонкая и уязвимая кожа покрывается сеточкой морщин и в буквальном смысле имеет бледный вид.

Для того чтобы смягчить и защитить губы, во все времена применяли касторовое масло, ланолин, вазелин. Кроме того, основными ингредиентами губной помады были парафин, пчелиный воск и пигменты. Сегодня этот состав можно считать самым примитивным, однако такие помады до сих пор есть в продаже - они самые дешевые. Но цена должна не соблазнять, а настораживать: обычно качество таких помад оставляет желать лучшего. Они растекаются (это свидетельствует об избытке касторового масла и вазелина) или, напротив, скатываются в комочки (так сказывается избыток парафина). Но главную опасность таят в себе искусственные пигменты, в качестве которых может быть использована даже... гуашь. Не слишком аппетитно, особенно если учесть, что активно пользующаяся косметикой женщина за свою жизнь съедает несколько килограммов губной помады. Поэтому лучше есть то, что съедобно. Даже если это дорого.

Сегодня для защиты нежной кожи губ изобретаются все новые сложные составы. Помада высокого класса изготовлена на основе целого букета изысканных ингредиентов – это несколько разновидностей натуральных восков (пчелиный, спермацет, цетиловый и стеариновый спирт, ланолин), жиров, синтетических и полусинтетических добавок, силиконов, витаминов (например, витамины А и Е), активных веществ и т.д. Вместо парафина теперь используется воск из экстрактов растений: карнаубский (из листьев пальмы) и канделлильский (из кактусов). Насекомые тоже в безопасности: пигменты для современных губных помад получают менее варварским способом.

Производство пигментов – сложнейший процесс, в ходе которого получают мельчайшие частицы размером в сотые доли микрона. Они вводятся в состав помады и легко в нем распределяются, создавая однородный цвет. Новейшая технология – микрокапсулы с красящим веществом, которые лопаются при нанесении помады на губы или позже, в течение дня, за счет чего цвет помады не только не тускнеет со временем, но даже становится ярче.

Еще одно новшество – введение в состав помады перламутрового порошка, получаемого из мелких жемчужин, раковин, рыбьей чешуи. Прогресс коснулся и текстуры помады. Сегодня в моде жидкая помада с кремообразной текстурой, которая наносится при помощи специальной палочки. Конечно, она менее стойкая, но лучшие образцы могут выдержать на губах положенные четыре часа, именно это время считается эталонным для помады высокого качества.

А если женщина на целый день хочет забыть о необходимости поправлять макияж, лучше воспользоваться особо стойкой помадой, технология нанесения которой, правда, не самая простая. Сначала на губы наносится гель, который немного напоминает лак для ногтей. Этот процесс требует особой тщательности, поскольку, если рука дрогнет, исправить линию будет крайне трудно. Гель сохнет около минуты, и все это время губы нельзя смыкать. Затем поверх геля наносится блеск – и все, можно есть, купаться, целоваться. Предательских отметин на белоснежной рубашке вашего избранника не останется. Конечно, если в ваши намерения не входит противоположное.

Лукавый взгляд способен ввести в заблуждение, но губы не лгут. Современная индустрия красоты демонстрирует потрясающие темпы технологического прогресса. И все же главная функция помады – привлекать внимание к очаровательным женским личикам – остается, как и в прежние времена, неизменной.



Карина Виноградова
Женщина и Город


Вернуться наверх