Поиск по метро

Батик – восточное прикладное искусство на российской земле

от 19.07.2016
Батик – восточное прикладное искусство на российской земле

Насколько древним видом прикладного искусства является батик, сейчас уже достоверно трудно определить, но точно известно, что этой техника батика пользовались а в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют предметы одежды, найденные в гробницах фараонов. Древнеримский писатель Плиний Старший, отличавшийся высокой эрудицией (родился в 23 году н. э.), описывал оригинальную технологию окрашивания ткани, которую он наблюдал у египтян. По его описанию, ткань сначала расчерчивают, затем пропитывают веществом, поглощающим краски; после этого погружают кусок ткани в емкость с горячей краской и через некоторое время вынимают белое полотно уже окрашенным. Однако родиной этого способа нанесения рисунка на материю считается Индонезия. Слово «батик» индонезийского происхождения: в переводе «тик» означает «капля», а «ба» – ткань, а в целом звучит как «капля на ткани».

Не случайно именно здесь родилась необычная технология: буйство ярких тропических красок на фоне бездонного синего неба сподвигло индонезийцев на такой экзотический способ окрашивания ткани.

Тонкости технологии батика

Когда смотришь на узорное многоцветье батика, восхищаешься им и задумываешься над вопросом: как можно сделать такую красоту? В основе технологии батика лежит принцип резервирования – сохранения или выделения определенного цвета или фона на ткани, участки которой покрывают резервирующим веществом: воском, парафином, смесью канифоли со смолой. Существуют разные способы резервирования:

  • горячий батик – после нанесения контуров будущего узора на шелк или хлопок остальное пространство ткани покрывается горячим воском;
  • холодный батик – резервные участки шелка (используется чаще всего) покрывают смесью раствора холодного парафина и растворителя на основе бензина;
  • узелковая технология – не окрашиваемые места разными приемами завязывают в узелки: веревочками, зажимами, прищепками – способами механического резервирования;
  • свободная роспись – нанесение рисунков свободными мазками без использования резервирующих средств.

Виртуозы батика – российские художницы

Как прав был наш народный поэт Н. А. Некрасов, воспевший русскую женщину, которой все по плечу. Непростое искусство батика покорилось многим российским художницам, творящим настоящие шедевры на кусках хлопка и шелка. Сейчас широкой публике известно имя московской художницы-дизайнера Галины Терешиной, создавшей прекрасные эксклюзивные предметы одежды и аксессуары, расписанные уникальной авторской техникой – сочетанием горячего и холодного батика. Платья, платки, палантины, покрывала, подушки, шали, шарфы, шторы – это далеко не полный перечень всех вещей, которые украшены батиком Галины Терешиной. Это не просто предметы быта и одежды, а произведения искусства, от красоты которых замирает сердце.

Картины на качественном китайском шелке передают талант и трудолюбие художницы, ее высокий эстетический уровень, тепло рук и душевные порывы. Нельзя равнодушно смотреть на прелестные букеты, экзотических птиц и бабочек, пленительные пейзажи. В них запечатлены гармония чувств, тонкость мастерства батика и неиссякаемый талант художницы.

Член союза дизайнеров Линда Клявина создает яркие, нарядные платья, туники, блузы, палантины, хитоны, халаты, платки, галстуки. Все вещи украшены неповторимо прекрасными, сочными, жизнерадостными элементами батика. Художница расписывает ткань вручную, без трафаретов, свободными мазками, используя разные резервирующие вещества. Нанесенные краски закрепляются паром и практически не выгорают, не стираются от времени. В основном использует белый шелк разных видов: атлас, шифон, крепдешин, газ.

Мир узоров батика Клявиной богат и разнообразен: розы, ирисы, лотосы, маки, цветочные орнаменты изображены объемно, выпукло и ярко. Иметь хотя бы одну вещь из коллекции батика Линды Клявиной – большая удача для любой женщины.

Рязанская художница Елена Котова, окончившая художественный колледж, сначала увлеклась пейзажем. Но познакомившись ближе с батиком, буквально заболела им и долго мучилась, овладевая тонкостями мастерства. Сейчас она – одна из лучших художниц по батику, ее ручные платки уже известны в Европе. Каждый платок уникален и неповторим, имеет свой колорит и индивидуальность, являясь плодом кропотливого творчества милой, одухотворенной молодой женщины. Она черпает вдохновение и находит сюжеты росписи из окружающего мира, красоту которого дано видеть не всем.

Но не только платки созданы талантливой кистью Елены, расписывающей батиком блузки, шарфы, топы, палантины, превращая их в своеобразные художественные шедевры. Основным материалом для работы служит шелк, обожаемый художницей.

Изумительные по красоте и художественной изысканности узоров вещи в стиле батик, изготовленные талантливыми мастерицами России, станут прекрасным дополнением к гардеробу любой девушки и женщины.



Женщина и Город, Балакирева Надежда


Вернуться к списку статей
Добавить
в избранное?
Вы можете добавить данную
статью в список избранных статей
в своем личном кабинете
Добавить в избранное

Вернуться наверх